Наталья Пажитнова
Подвижные игры для детей дошкольников 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для первой младшей группы
14. Пузырь
15. Догони мишку
16. Бегите ко мне
17. Мячик
18. Пятнашки с ленточками
19. Кто скорее добежит
20. Игра с мячом
21. К куклам в гости
22. Где звенит?
23. По дорожке (тропинке)
24. По мостику через ручеек
25. Принеси флажок (Перешагни через палку)
26. Догони мяч
27. Солнечные зайчики
28. Догони меня[/b]
Пузырь
Публикация «Подвижные игры для детей дошкольников 2–3 лет» размещена в разделах
Ход игры. Дети стоят тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову, дуют в кулачки, составленные один под другим – трубочкой. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а потом, снова наклоняясь, произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою трубку (действие повторяют всего 2—3 раза). При каждом раздувании дети делают шаг назад, будто пузырь немного надулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой…
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Пока дети произносят текст, образуется большой растянутый круг. Воспитатель говорит, что пузырь получился красивый, большой, и отправляется проверять, хорошо ли надут пузырь, прочный ли он (он соединяет при этом руки своих ближайших соседей и заходит в круг). Воспитатель дотрагивается до каждой пары соединенных рук и в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Воздух, выходи». Все дети, не отпуская рук, сбегаются к центру, произнося «тс…тс…». Затем пузырь снова надувают, и игра повторяется сначала.
При повторении можно заканчивать игру иначе. Можно сказать: «Лопнул пузырь». Тогда дети разрывают сцепленные руки и присаживаются на корточки, произносят «хлоп!» и делают хлопок руками. Воспитатель отправляется чинить пузырь: он обходит детей и дотрагивается до каждого, ребенок, до которого дотронулся воспитатель, встает и подходит к центру. Постепенно снова образуется маленький круг, и можно начинать игру сначала.
Указания к игре. Эта игра особенно хорошо проходит в смешанной группе, где имеются более старшие дети, или в тех случаях, когда к малышам приходят в гости дети старшей группы и играют вместе.
Можно играть и с одними малышами, но это не та игра, с которой следует начинать первые коллективные игры с правилами.
Лучше познакомить малышей с игрой, начиная ее с маленькой группой во время прогулки и затем постепенно охватывая остальных детей (движение назад в круге малышей обычно затрудняет – они рвут круг, и стройность игры нарушается).
Догони мишку
Материал. Большой плюшевый мишка.
Ход игры. У воспитателя в руках мишка. Он подходит к малышам, сидящим на стульчиках, и говорит:
– Сейчас мишка покажет, кто его будет ловить.
Обходит малышей и мишкиной лапкой дотрагивается до 2—3 детей. Следует команда «ловите мишку!», и воспитатель бежит с мишкой на руках, а выбранные дети его догоняют.
Побегав немного, воспитатель дает себя поймать. Поймавшие мишку берут его за лапки и ведут к детям. Мишка опять показывает, кому догонять. Так по очереди мишку ловят все дети. Постепенно количество ловящих увеличивается, чтобы не приходилось долго ждать своей очереди.
Под конец мишку ловят все дети. Воспитатель говорит:
– Теперь мишка отдохнет, он устал бегать.
Игра заканчивается.
Правила игры. Догонять можно только тем, до кого дотронулся мишка. Те, кого мишка не выбрал, должен сидеть на скамеечке спокойно, дожидаясь очереди.
Указания к игре. В эту игру можно играть в помещении, а в теплый день – и во дворе. Бежать воспитатель должен не очень быстро и не особенно далеко. Догонять должны каждый раз новые дети.
Бегите ко мне
Ход игры. Дети усаживаются в ряд на стульчиках у одной из стен комнаты или на краю площадки. Воспитатель отходит подальше от детей и говорит:
– Бегите ко мне!
При этом он манит их руками:
– Бегите, бегите, бегите!
Дети бегут, а воспитатель охватывает их распростертыми руками и говорит:
– Прибежали! Ну, теперь бегите назад.
Дети бегут к стульчикам и садятся на них.
Когда все успокоятся и отдохнут, воспитатель снова зовет:
– Отдохнули? Ну, бегите опять ко мне!
Игра повторяется.
Правила игры. Бежать только тогда, когда позовет воспитательница. Когда она скажет бежать назад, надо добежать до стульчиков и сесть.
Указания к игре. Эта игра очень примитивна по своим движениям и правилам. В то же время она хорошо организует малышей и доставляет им удовольствие. Такая игра может проводиться с самыми маленькими детьми, впервые поступившими в детский сад.
В дальнейшем в нее можно вносить разные дополнения, которые послужат отдыхом после бега и внесут в нее разнообразие. Например, когда дети усядутся на стульчиках, воспитатель идет к ним в гости. Предлагает детям:
– Покажите ваши ручки.
Дети протягивают руки, а воспитатель каждому «кладет конфетку» (легонько хлопает по ладошке). В другой раз он просит показать ножки и, дотрагиваясь кулаком до их коленок, произносит «тук, тук!». В остальном игра проводится, как описано выше.
Вариант игры. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель отходит подальше и зовет:
– Бегите ко мне, лошадки!
Дети бегут к воспитателю, поднимая ноги повыше. Второй раз воспитатель зовет зайчиков, и дети вприпрыжку на двух ногах скачут к ней (надо подойти к ним ближе). В третий раз воспитатель зовет котят, и дети на четвереньках прибегают к нему.
Такой вариант более сложен по движениям и проводится с более старшими детьми. В игре с младшими детьми некоторые движения можно заменить, если они покажутся трудными. Например, вместо лошадок могут прилететь птички, вместо зайчиков – прибежать курочки и т. п.
Мячик
Ход игры. Игра проводится зимой на улице с отдельными детьми, которые хотят согреться.
Ребенок, изображая мяч, прыгает на месте на двух ногах, а воспитательница, делая над его головой движения ладонью вверх и вниз, приговаривает:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой…
Не угнаться за тобой…
После этих слов мячик убегает, а воспитатель или тот, кого он назовет, его ловит. Если играют несколько детей, они становятся вокруг мячика и прыгают вместе с ним. Когда мячик убегает, дети его ловят. Кто первый поймает, становится мячиком и идет в середину круга.
Указания к игре. Играть можно и без ловли, тогда воспитатель использует другие слова:
Серый мячик из резинки
Скачет, скачет без запинки.
Низко, низко, низко, низко,
От земли совсем уж близко!
Пятнашки с ленточками
Материал. Разноцветные ленточки по числу играющих.
Ход игры. К спине каждого из играющих детей прикрепляется ленточка (к воротнику). Воспитатель становится пятнашкой. Дети разбегаются во все стороны, а пятнашка их ловит. Воспитатель дает детям немного побегать, затем вытаскивает ленточку из-за воротника у кого-нибудь из детей. Лишившийся ленточки становится пятнашкой, а его ленточку воспитатель прикрепляет к своему пояску. Пятнашка выдергивает еще чью-либо ленточку и прикрепляет к себе за воротник, а ловит детей новый пятнашка и т. д.
Правила игры. Дети убегают от пятнашки, не допуская, чтобы он вытащил ленточку. Лишившийся ленточки становится пятнашкой.
Указания к игре. Эта игра приучает малышей убегать от ловящего, в то время как обычно они, наоборот, вертятся подле него, чтобы их скорее поймали. Кроме того, детям нравится бегать с развевающимися разноцветными «хвостиками», придающими игре красочность и особую веселость.
Кто скорее добежит
Материал. Флажок в качестве ориентира (на прогулке можно использовать дерево или куст).
Ход игры. Все малыши становятся в один ряд. Воспитатель показывает им на дерево или флажок, заметный всем, и говорит:
– Кто скорее добежит до елки (березы, флажка и т. п. ?
Дети (вместе с воспитателем) 3 раза хлопают в ладоши и бегут. Затем они возвращаются, и игра повторяется, но место, куда надо добежать, меняется (флажок переносится в другое место, вместо одного дерева намечается другое и т. д.).
Правила игры. Бежать нужно к указанному месту. Прежде чем бежать, надо 3 раза хлопнуть в ладоши.
Указания к игре. Игру можно проводить на воздухе в разное время года. Летом можно бежать к цветам, собранным детьми в букетики и разложенным подряд (с промежутками) на траве или на скамейке.
Можно связать игру с различением деревьев (один раз бежать к елке, другой раз – к березе). Детей надо расставить посвободнее, чтобы они не мешали друг другу во время бега. Добиваться, чтобы дети выполняли второе правило игры и не бежали до тех пор, пока не хлопнут 3 раза, следует постепенно.
Если играющих много, их можно разделить на две группы: одни бегут, другие в это время отдыхают и смотрят. Когда первая группа добежит до нужного места, они могут там посидеть и отдохнуть после бега. При этом они будут следить за тем, кто добежит раньше из детей второй группы.
Расстояние должно быть небольшое, приблизительно 25—30 шагов, чтобы малыши не устали.
Площадка, где бегают дети, должна быть ровной, без пней и ямок. Малышей необходимо предупредить, чтобы они смотрели под ноги, когда бегут. Если дети очень маленькие, в игру вносится изменение: надо сказать не «кто раньше добежит», а «побежим к флажку» (или цветочкам и др., делая акцент не на быстроте, а на том, куда бежать.
Если игра проводится впервые, воспитатель сначала должен дойти с детьми до того места, куда надо бежать, чтобы каждому было понятно, что от него требуется. Можно попросить 1—2 детей добежать до этого места и посмотреть, куда они побегут.
Игра с мячом
Материал. Яркий большой мяч.
Варианты игры
1. Дети садятся на пол по кругу и прокатывают мяч друг к другу. Воспитатель показывает детям, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
2. Дети стоят полукругом, а воспитатель бросает им мяч по очереди. Если ребенок поймал мяч, он присаживается на корточки и катит мяч обратно к воспитателю. Если не поймал, он бежит за мячом и приносит его воспитателю.
3. Воспитатель берет мяч и предлагает 2—3 детям поиграть с ним. Дети встают против воспитателя на расстоянии 80—100 см. Воспитатель поочередно бросает мяч, командуя «лови!». Дети ловят мяч и бросают его обратно воспитателю.
Указания к игре. Игра проходит живее с группой из 8—10 человек. Желательно, чтобы мячи были разные. Если это невозможно, вводится правило – догонять любой мячик, не разбирая, кто его бросил.
К куклам в гости
Материал. Куклы (по числу играющих).
Ход игры. На ковре на стульчиках сидят куклы (8—10, по числу играющих). Пригласив детей играть, воспитатель говорит, что сейчас они пойдут к куклам в гости, и показывает, где куклы сидят. Дети вместе с воспитателем спокойно подходят к куклам, здороваются с ними. Педагог предлагает взять кукол и потанцевать с ними. Попрыгав немного с куклами, дети сажают их на место и возвращаются «домой».
При повторении игры дети могут пойти в гости к мишкам, зайцам (педагог предварительно размещает их в другой части комнаты). С этими игрушками дети возвращаются «домой» и играют с ними как хотят.
Где звенит?
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети стоят лицом к стене. Помощник воспитателя прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Помощник воспитателя опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.
По дорожке (тропинке)
Материал. При проведении игры в помещении: несколько флажков или игрушек.
Ход игры. Воспитатель подзывает к себе детей и показывает, какая ровная дорожка нарисована (две параллельные линии на расстоянии 20—30 см). Затем детям предлагается погулять по этой дорожке, но не заходить за черту. Дети идут друг за другом в одном направлении и в том же порядке возвращаются обратно.
Эту игру хорошо проводить на улице. Лучше одновременно привлекать к игре 5—6 человек, чтобы дети не наталкивались друг на друга.
Осенью на участке можно направить дорожку к дереву, предложив детям пройти по ней и принести 2—3 листочка. Это оживит игру. В помещении можно в конце дорожки разместить флажки или какие-либо игрушки, чтобы дети их приносили.
Правила. Двигаясь по тропинке, не заходить за черту. Передвигаться туда и обратно в одном и том же порядке, не толкаться.
По мостику через ручеек
Материал. Доска длиной 2—3 м, шириной 25—60 см.
Ход игры. Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнуры) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску, мостик, и предлагает:
– Поучимся ходить по мостику!
Наблюдая, чтобы дети шли только по доске, не наталкиваясь друг на друга, воспитатель напоминает, что идти надо осторожно, чтобы не упасть в реку. Дети проходят по доске в одну и другую сторону 2—3 раза.
Правила. Идти по мостику осторожно, стараясь не упасть «в реку», не толкаться.
Принеси флажок (Перешагни через палку)
Материал. Флажки (по количеству играющих).
Ход игры. Собрав группу детей (4—6 человек, воспитатель показывает им флажки и предлагает поиграть ими. Дети становятся около черты, проведенной на некотором расстоянии от стены. С противоположной стороны площадки (комнаты) воспитатель ставит стул и кладет на него флажки. Между чертой и стулом раскладываются палки (2—3) на расстоянии 1 м друг от друга. Воспитатель поочередно называет тех, кто пойдет за флажком, и следит, чтобы каждый аккуратно перешагивал через препятствия. Взяв со стульчика один флажок, ребенок тем же путем возвращается обратно.
Когда все дети вернутся с флажками, воспитатель предлагает поднять их и помаршировать (воспитатель может ритмично ударять в бубен или приговаривать «раз-два, раз-два»).
Затем игра проводится с другой группой детей.
Правила. Идти за флажком должен только тот, кого назвали. Брать со стула только один флажок.
Догони мяч
Материал. Корзина с мячами (количество мячей соответствует количеству участников).
В варианте игры вместо мячей используются разноцветные деревянные или пластмассовые шары.
Ход игры. Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ней вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мячи!» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину.
Солнечные зайчики
Материал. Зеркало.
Ход игры. Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает на стену солнечный зайчик и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчика!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
Догони меня
Ход игры. Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догоните меня!» — звучит команда воспитателя, он бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за ним, стараясь поймать. Снова звучит команда: «Догоните меня!» — и воспитатель бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Указание к игре. Эту игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа играет, другая — смотрит, затем дети меняются ролями.