Терентьева Александра Сергеевна
Подходы к пониманию сущности инновации
▼ Скачать + Заказать документы
Инновации (от англ, innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Современные истолкования сущности и направленности педагогических инноваций весьма противоречивы. Чаще всего связывают с разработкой и внедрением новых технологий, методов и средств. Но инновации не сводятся только к ним. Инновации — это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.
Публикация «Подходы к пониманию сущности инновации» размещена в разделах
Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания — постоянные области внедрения инновационных идей.
Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, то окажется, что никаких существенно новых аспектов они не содержат. Зачастую нет и новых «рецептов» решения старых проблем. По большому счету, подлинно инновационными мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов.
Некоторые авторы на основании литературного обзора выявляют, что в российской науке под инновациями принято считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:
1) нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке
2)нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности,
3) нового подхода к социальным услугам.
Первый подход рассматривает инновации как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В данном подходе понятие новшество приравнивается к понятию инноваций.
Второй подход рассматривает инновации как процесс создания, внедрения и распространения новшеств. Для этого подхода также характерно приравнивание понятия «новшество» к понятию инноваций.
Третий подход, при котором инновация понимается как изменения в экономической, социальной, научно-технической и других сферах благодаря внедрению данного новшества. В этом подходе уже не уместно приравнивание понятия инноваций к понятию новшество или нововведения, так как оно имеет совершенно иной смысл.
В настоящее время существует два подхода к определению понятия инноваций : широкий и узкий.
Широкий подход заключается в том, что под инновациями понимается любое изменение, например, новая схема расчетов с поставщиками или какие-то свежие дизайнерские решения.
Узкий подход основан на определении инноваций, как коренных изменений воспроизводственной системы, которые меняют ее функциональный основной признак (инновации первого уровня).
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области образования, науки, культуры, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности