Ирина Баукова
Подход в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Мой подход к работе с детьми
В последнее десятилетие в нашей стране и мире произошли большие изменения. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса: усложнение научно – технического прогресса и усложнения дефектов речи.
В своей работе с детьми имеющими патологию речи я использую комплексный подход в индивидуальной работе с детьми для решения коррекционных задач.
Публикация «Подход в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
Сегодня логопед может не только механически поставить звуки, но и структурировать речь ребенка в целом, что является необходимым условием подготовки его к школе. По многим отклонениям в звуках и в речи дошкольника можно предвосхитить будущие сложности. Поэтому логопед способен уже сегодня провести профилактическую работу по предотвращению речевых отклонений. Чтобы решить все задачи, занятие с ребенком должно быть очень насыщенным, охватить следующие направления: а) работа над звуками (артикуляционная и фонетико - фонематическая); б) над грамматикой; в) над связной речью и рассказом.
Схематично это можно представить на диаграмме, но соотношения и пропорции для каждого ребенка индивидуальны.
Таким образом, все три направления так или иначе присутствуют на занятии, но выбор приоритетов остается за логопедом и зависит от структуры дефекта ребенка.
Например, у шестилетнего ребенка нарушены звуки с, з, ш, ж, р,л. В ходе предыдущих занятий были поставлены звуки л, с, з, ш, ж.
1. Традиционно можно начать с артикуляционной гимнастики для постановки звука «р»;
2. Закрепить поставленные недавно звуки ш, ж, в игре «Три медведя»;
3. Закрепление в предложении хорошо поставленных звуков с,з. в рассказе закрепляется звук л.
Некоторые виды работ по различным направлениям
1. Работа над звуками (артикуляционная и фонетико - фонематическая).
Можно включить упражнения по обучению грамоте, по закреплению образа буквы, по профилактике дисграфии, дислексии: «Сложи букву», «Мастерская букв», «Путаница», «Зеркало» и др.
2. Работа над грамматическим строем речи может включать в себя игры: «В каком домике живут слова», «Магазин», «Незнайкины ошибки», «Сосчитай», «Лабиринт».
3. Работа над связной речью и рассказом. Формирование понятия предложения и усвоение его схематического изображения (логопед объясняет ребенку, что предложение – это когда слова дружат между собой; когда все понятно про предмет; высказывается законченная мысль). Закрепление понятия предложения: игра «Заберись на гору».
4. Составление рассказа. Это заключительный этап работы. Составлению рассказа предшествует выполнение различных заданий и игр.
Например: для закрепления представления о словах признаках, можно создать игровую ситуацию: Лесовичок спешит домой. Он встретил по пути диких животных. Взрослый предлагает ребенку помочь лесовичку пройти к своему домику. Проходя, ребенок подбирает к каждому животному слова – признаки и составляет полные предложения по образцу. (Проворная, озорная, рыжая белка)
Работая над составлением рассказа, логопед предлагает ребенку картинки – помощники, усвоенные прежде, и ассоциирует их вопросами:
Ребенок последовательно отвечает полными предложениями на вопросы. Логопед напоминает, что ответы выстраиваются в рассказ, потому что получившиеся предложения «дружат» между собой: в них речь идет об одном и том же предмете (например, о лисе)
Считаю, что вот такой комплексный подход в индивидуальной работе с детьми способствует полноценному речевому развитию ребенка и подготовки его к дальнейшему обучению в школе.