Мария Бурмистрова
Нетрадиционная техника рисования с использованием соли-как форма работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов:
«Нетрадиционная техника рисования с использованием соли – как форма работы с дошкольниками»
Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста, познакомить с приёмами работы с солью.
Задачи:
1. Формировать практические умения по использованию нетрадиционных материалов в рисовании.
2. Развивать воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования с использованием соли-как форма работы с дошкольниками» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Рисование солью
- Темочки
3. Воспитывать желание к побуждению выражения своего замысла, используя знакомые нетрадиционные материалы. Создавать положительный эмоциональный настрой.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть. На первый взгляд тема моего мастер-класса тесно связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что мы, воспитатели, часто являемся свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.
Для избавления от негативных состояний детей я попробовала применить нетрадиционную технику рисования с использованием соли и увидела положительные результаты.
Оказывается солью можно рисовать! Соль - не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. С помощью соли на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов, вырастить красивые кристаллы, рисовать окрашенной солью. При этом развивается творчество, воображение, моторика, сенсорное восприятие.
Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки.
Обычно раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность.
Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является нетрадиционная техника рисования.
И в десять лет, и в семь, и в пять, все дети любят рисовать.
- Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. Нетрадиционная техника рисования не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. Самое важное, что продукт творчества является объективным отражение настроений и мыслей человека.
- Сегодня я покажу вам один из способов преодоления барьеров в общении ребенка, взаимодействия с партнером и развития чувства его востребованности.
- Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.
Имитационная игра.
Прежде чем начать работу я предлагаю вам небольшую памятку участника мастер – класса:
Получай удовольствие от того, что делаешь!
Позволь себе быть свободным!
Проявляй доброжелательность к себе и другим.
Постарайся быть внимательным к окружающим!
Избегай оценок и суждений!
Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
Сегодня мы будем общаться, выражать свои чувства, ощущения, эмоции с использованием методов технологии нетрадиционной техникой рисования с использованием соли.
Часть первая: Приветствие
Прежде, чем мы начнем нашу работу, нам необходимо познакомиться. Посмотрите какой чудесный шарик у меня в руках. Он не простотой, волшебный. Когда вы его передаете с ним передается ваше тепло, ваша доброта. Сейчас мы будем передавать его и каждый, у кого он окажется, назовет свое имя. Замечательно, мы с вами не просто познакомились, но и поделились своим теплом и положительными эмоциями. Этот шарик в течение всего мастер-класса будет помогать нам. Тот в чьи руки он попадет, будет делиться с участниками своими чувствами, ощущениями, впечатлениями.
Часть вторая: Рисование по кругу
- Перед вами находятся лист бумаги и различные материалы для рисования (соль, краски (в нашем случае гуашевые, чашки, миски или пакет для окрашивания соли, бумага для просушки соли, контейнеры для хранения окрашенной соли.
Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, что вам хочется. По сигналу колокольчика вы останавливаетесь и передаете его соседу справа. Так происходит несколько раз, пока ваш рисунок не вернется к вам. Затем проводится обсуждение полученных рисунков. Итак, приступим.
Окрашиваем соль
1 шаг. Небольшое количество соли (всё зависит от того, какой цвет станет наиболее популярен в Вашей «картине»).
2 шаг. Немного краски добавить в соль, хорошо перемешать до получения однородной цветной массы.
3 шаг. Покрасить соль можно в различные цвета. Гуашь можно смешивать, добиваясь получения различных оттенков.
4 шаг. Выложить соль можно на бумагу до полного высыхания на несколько часов.
Несколько советов:
Имейте в виду, что цвет соли станет несколько бледнее, чем краситель;
если используете старые, засохшие краски, залейте их предварительно водой;
небольшого количества воды бояться не стоит, но не переборщите, иначе соль при высыхании образует плотные комочки, с которыми трудно «бороться»;
после высыхания, можно прокатать скалкой слои соли, чтобы избавиться от комочков, просеять через сито, пересыпать в сухие контейнеры.
Вот как мы рисуем солью!
Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу.
(Для фона включаем музыку). Для этого приема применимы все нетрадиционные способы рисования : кляксография, монотия, рисование пальчиками, ладошками, отпечатками листьев и т. д.
Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.
Данный метод способствует преодолению коммуникативных барьеров, создает благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, содействует повышению уверенности в себе.
Рефлексия: Предлагаю участникам (тем, кому дам шарик) поделиться своими впечатлениями.
- Давайте полюбуемся вашими рисунками.
- Как теперь ваш рисунок? Лучше или хуже?
- Что вы почувствовали, когда увидели свой рисунок?
- А что можно добавить, чтобы стало еще лучше?
- Какие эмоции испытывали, когда дорисовывали чужие рисунки?
Вывод: Вы почувствовали поддержку группы, в работе с дошкольниками прием хорош для формирования чувства толерантности, умения контролировать свои чувства, эмоции, адекватно реагировать на действия сверстников.
Часть третья: Коммуникативное рисование
Сейчас я попрошу вас придумать необычных животных. Рисовать будем в парах. Разбиться на пары нам помогут карточки.
Прежде чем начать рисовать нам необходимо подготовить холст. (Предлагаю каждой паре контейнеры с сыпучим материалом (соль, песок, попересыпать его). Чувствуете, как утекает с пальцев тревога, неуверенность, раздражение. Возьмите емкость с грунтом и засыпьте им поднос (каждая пара готовит свое поле). Холсты для рисования мы подготовили, а теперь начнем рисовать вдвоем задуманное животное. Данная техника называется коммуникативное рисование. Главное условие – общаемся друг с другом без слов, глазами, жестами, мимикой. Работу заканчиваем по сигналу колокольчика (2- 3 мин.).
Рефлексия с воздушным шариком. Нравится ли вам животное, которое у вас получилось? Легко ли договариваться без слов? Не раздражало ли то, что кто-то вмешивается в ваш рисунок?
Вывод. Данный прием развивает у детей навыки невербального общения, умения устанавливать позитивные контакты со сверстниками.
- Я вижу, что наша встреча оказалась полезной для вас, принесла вам тепло и удовлетворение. Надеюсь, что я сумела убедить вас в важности нетрадиционной техники рисования солью и возможности ее использования в работе с детьми.
Спасибо за внимание.