Светлана Зайнутдинова
Подборка консультаций для родителей «Ребенок пошел в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
БЛОК
«РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД»
Зайнутдинова С. В., МАДОУ детский сад «Теремок», г. Губаха, воспитатель
Незаконченные предложения.
Уважаемые мамочки и папочки!
Просим вас поочередно закончить данные предложения. Ваши высказывания помогут нам сделать адаптацию вашего малыша к детскому саду наиболее безболезненной и легкой.
Спасибо за сотрудничество! Ваши воспитатели.
1. Перед тем, как идти в детский сад, я своему ребенку (со своим ребенком)___
2. Каждый вечер перед сном мы___
Публикация «Подборка консультаций для родителей „Ребенок пошел в детский сад“» размещена в разделах
3. Когда мы прощаемся в детском саду, мы___
4. Чтобы мой ребенок не плакал, идя в детский сад, я___
5. Когда я прихожу за ребенком в детский сад, я___
6. Ребенок чувствует себя комфортно в детском саду, если я___
7. Каждый вечер мы___
8. Чтобы создать у ребенка положительное отношение к детскому саду, я___
9. Чтобы у ребенка в детском саду было хорошее настроение, я___
10. Если мой ребенок капризничает___
11. После того, как я забрала ребенка из детского сада, мы___
12. Чтобы мой ребенок полюбил детский сад, я___
13. Нашей доброй традицией стало___
Анкета. Готов ли мой ребенок к детскому саду?
Вопрос: “Отдавать или не отдавать ребенка в садик?” во многих семьях стоит довольно остро и все по-разному решают эту жизненную задачу. Одни родители соглашаются оставаться дома с малышом вплоть до школы, другие не имеют такой возможности (нет няни, бабушек) и после декретного отпуска мамы вынуждены отдавать кроху в детский сад.
Как проверить, готов ли ваш карапуз к первому в его жизни испытанию – отрыву от дома и приобщению к детскому коллективу, к иным условиям?
Не будет ли нахождение в садике непосильным бременем для него и для вас? Ответить на эти вопросы вам поможет небольшой тест (для родителей, имеющих детей в возрасте 2-3 лет) :
1. Общительный ли мой ребенок?
2. Любит подвижные игры? Лепку? Рисование? Конструирование?
3. Может увлекаться игрой на непродолжительное время?
4. Проявляет интерес к игрушкам, к детям?
5. Спокойно относится к новым взрослым?
6. Он может оставаться дома с кем-то из ваших близких, пока вы ушли по делам?
7. Ему интересно узнавать новое, он часто задает вопросы?
8. Кушает самостоятельно, без маминых уговоров и понуканий?
9. Умеет ходить на горшок? (на унитаз со специальным детским кругом – как вариант)
10. Делает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться?
11. Редко болеет (простужается не чаще 4 раз в год?
12. Может выразить словами свою просьбу, обратиться к постороннему человеку?
13. Одинаковый режим дня дома и в садике?
14. Ложится спать днем?
15. Просится в садик?
Идеально, конечно, если вы дали положительный ответ на все вопросы. Ваш ребенок будет легче привыкать к детскому саду, чем тот, который очень сильно привязан к маме, к дому.
Памятка для родителей
В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад? Единого мнения нет. Многие отдают уже с 1,5 годика и детки хорошо настроены на садик, а некоторые и в 3 года идут с плачем и капризами. Все зависит от самого ребенка, его темперамента, стиля воспитания, семейного климата, и конечно же, самого детского сада, от чуткости и внимательности воспитателей. Если навыки самообслуживания не сформированы, большая вероятность, что он будет испытывать дискомфорт в группе. Тут уже как повезет с садиком и с воспитательницей. Есть такие, которые легко и просто научат вашего ребенка самостоятельно есть, одеваться, ходить по нужде, ориентируясь на пример других ребятишек, уже умеющих все это делать. Но особенно полагаться на это не стоит. Ваша задача, как родителей – успеть до садика всему этому научиться или хотя бы это уже осваивать.
существует мнение, что лучшим возрастом, когда детский сад по-настоящему интересен для ребенка – это возраст 4-5 лет. Такой ребенок заинтересован в общении со сверстниками и проявляет стремление играть вместе с другими детьми. Ему легче перестроить свой режим, а навыки самообслуживания, как правило, уже есть.
Если вы заинтересованы в том, чтобы ребенок психологически чувствовал себя комфортно и не страдал от мысли, что вы его “бросили” – вы сможете принять правильное решение.
Некоторые сомневаются, что оставаясь дома, ребенок не получит такого развития, которое дает программа занятий в детском саду. Однако, подумайте, если ребенку там плохо, то никакие “развивающие” занятия ему не помогут. Вполне можно заниматься дома или в детских кружках типа “Умничка”, “Маленький гений”, или подобрать увлекательные спортивные игры соответственно возрасту. В обстановке эмоционального тепла, любви и защищенности дети быстро учатся новому, лучше развиваются.
Пусть ваш кроха из своего детства вынесет только положительные впечатления. Это возможно, если вы будете учитывать его потребности. Тогда и дальнейший переход к школьной жизни будет безболезненным и спокойным.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Мой ребенок пошел в детский сад»
Надо:
• настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он стал таким большим;
• одевать ребенка так, как необходимо в соответствии с температурой в группе;
• создать для него в воскресные дни дома режим такой же, как в детском саду;
• создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат;
• щадить его ослабленную нервную систему;
• на время прекратить походы в цирк, в театр, в гости.
• Намного сократить просмотр телевизионных передач;
• как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;
• при выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу;
• забирать ребенка домой пораньше;
• при выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
Не надо:
• оставлять ребенка в дошкольном коллективе на целый день;
• мешать его контактам с детьми в группе;
• увеличивать нагрузку на нервную систему;
• водить ребенка в многолюдные и шумные места;
• все время кутать, одевать не по сезону;
• конфликтовать с ним дома;
• наказывать за детские капризы;
• в воскресные дни резко изменять режим ребенка; обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом;
• реагировать на выходки ребенка и наказывать его за капризы.
Нельзя:
• в присутствии ребенка плохо говорить о детском саде;
• «наказывать» ребенка посещением детского сада и поздно забирать домой;
• не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка;
• игнорировать предписания врача.
В детский сад без слез
Дети раннего возраста имеют свои, специфические, присущие только этому периоду, этапы психологического и эмоционального развития.
Среди них: сенсомоторная деятельность (ощущение и восприятие, преобладание процессов возбуждения над торможением (отсюда неспособность контролировать эмоции и долго усидеть на месте, повышенная эмоциональность, подражание взрослым, чувствительность.
Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и продолжительность адаптационного периода зависят от таких факторов, как:
• возраст ребенка : легче адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет, сложнее – после 4 лет;
• состояние здоровья и уровень развития ребенка : здоровый, хорошо развитый ребенок значительно легче переносит трудности социальной адаптации;
• индивидуальные особенности ребенка : поведение ребенка в значительной мере зависит от типа нервной системы;
• уровень натренированности адаптационных механизмов: дети, которые уже бывали в разных ситуациях, которые любят ходить в гости и умеют переносить стресс, легче привыкают к детскому заведению;
• опыт общения со взрослыми и сверстниками: т. е., умение положительно относиться к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми.
Учитывая это, ученые и практики выделяют три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.
Первая группа - те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Такие дети коммуникабельны, самостоятельные.
Вторая группа - малыши, которые адаптируются медленнее и тяжелее. Поведение таких детей нестабильно. Периоды заинтересованности игрой сменяются периодами безразличия, капризами. Навыки игры и общения развиты у них недостаточно.
Третья группа - дети, которые трудно приспосабливаются к новому. Такие дети несамостоятельные, неконтактные. Сон, аппетит - плохие, возможно и вовсе отсутствуют. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения, возникновению неврозов у ребенка.
Наблюдения показывают, что мальчики 3-5 лет хуже переносят разлуку с родными. А лучше проходит адаптация в возрасте после 1 года 6 месяцев.
Средний срок адаптации - 7-10 дней в ясельных возрасте, с 3 лет - 2-3 недели; 5-6 лет -1 месяц.
Для того, чтобы процесс адаптации не затягивался, необходимы следующие условия:
- Поддерживать положительную установку, желание идти в сад;
-Прислушиваться к советам педагогов, если ребенок чувствует между родителями и воспитателем полное понимание - он быстрее привыкает;
- В первые дни рекомендуется кратковременное пребывание в группе - 1-2 часа;
- Приблизить домашний режим к режиму садика;
- Провести все профилактические мероприятия, рекомендованные врачом;
-Воздерживаться от шумных массовых представлений, чтобы уменьшить эмоциональную нагрузку;
- Обучать навыкам самообслуживания (одевание, умывание, собирание игрушек).
Возникновение у ребенка устойчивого «адаптационного синдрома» свидетельствует о его неготовности к выходу из семьи.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите его туда, чтобы он представлял, что это такое.
2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Расскажите родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад.
3. Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.
4. Расскажите ему, что взрослые "тети", с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут.
5. Скажите, что теперь утром вся семья будет отправляться на работу: папа и мама – на свою работу, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.
6. Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему в письменном виде: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях.
7. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
8. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа.
9. Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.
10. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обсудите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить ", и воспитатель даст тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателям ".
11. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет выполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".
12. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не забирать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
13. Ознакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его мнение о новых друзьях.
14. Вводить ребенка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не идите сразу. А, прощаясь, обязательно скажите, что вернетесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
15. Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: обычная теплая вещь, пахнущую домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частица безопасности.
16. Не забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в саду.
17. На первых порах старайтесь уделять своему ребенку тройную дозу внимания дома и на прогулках, напоминайте вечером ему садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок идет в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.
18. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к детскому саду, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
19. И, наконец, самое главное: водите ребенка в детский сад систематически, не поддаваясь на все уговоры. Стоит только пропустить 3 дня – и адаптация начинается для ребенка сначала. Поэтому настройте, в первую очередь себя, что ребенок должен посещать садик регулярно, только тогда он может привыкнуть к обстановке.
НЕСКОЛЬКО ПРИЕМОВ,
ОБЛЕГЧАЮЩИХ РЕБЕНКУ УТРЕННЕЕ ПРОЩАНИЕ
• Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Иначе малыш почувствует ваше беспокойство и ему будет еще сложнее успокоиться.
• Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещь, что напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.
• Никогда не пытайтесь «ускользнуть» незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он доверял вам.
• Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его: например, всегда целуйте ребенка в щечку, а затем нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.
• Не пытайтесь подкупить ребенка, например, обещанием купить новую игрушку, чтобы он остался в детском садике.
• Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он устраивал, ему все равно придется идти в детский сад. Если вы хоть раз поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с капризами и слезами ребенка.
Памятка родителям. В первый раз в детский сад!
Уважаемые родители! Скоро вам и вашему ребенку предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в неё увереннее, был радостным и общительным, мы хотим предложить несколько рекомендаций.
1. Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребёнок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности общественного воспитания, и любые их колебания используют для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают к новым условиям дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2. Расскажите ребёнку, что такое детский сад и почему вы хотите, чтобы он, как и другие дети, тоже его посещал. Содержание беседы зависит от возраста ребёнка. Например, беседа может быть такой: «Детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие столы и стулья, маленькие кровати, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Дети здесь, едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошёл в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошёл день, а я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в детский сад своего ребёнка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить. Но сначала нам надо подготовиться».
3. Проходя мимо детского сада, с радостной интонацией напоминайте ребёнку, как ему повезло: осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, о том, что гордитесь своим сыном (дочерью, - ведь его (её) приняли в детский сад.
4. Познакомьте ребёнка с режимом в детском саду. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее ребёнок воспримет новые правила. Спрашивайте, куда он будет складывать вещи после прогулки, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Такими вопросами вы сможете проконтролировать, как ребёнок усвоил последовательность режимных моментов в дошкольном учреждении. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит так, как было обещано, то чувствуют себя увереннее. Максимально приблизьте домашний режим к распорядку жизни в детском саду.
Идем в детский сад
(советы для родителей по подготовке детей к детскому саду)
Вашему малышу исполнилось три года. И осенью он начнет посещать детское дошкольное учреждение. У вас есть три летних месяца, чтобы заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.
Начнем «историю» под названием «Устраиваем ребенка в детский сад» с визита к психологу.
- Почему лучше ребенка отдавать в детский сад в возрасте с двух - трех лет?
- В данном возрасте ребенок психологически готов к посещению детского дошкольного учреждения. Во-первых, у малыша речь становится средством коммуникации. Он лучше понимает других и лучше выражает свои чувства словами. В результате он учится строить отношения не только с близкими людьми, но и с чужими взрослыми. Ребенок может сказать о своих ощущениях и не испытывает стыда от своих случайных промахов. С ним легче всего наладить контакт чужому человеку. Да и дети способны слушать и слышать взрослых.
Во-вторых, трехлетний ребенок получает удовольствие от игры со сверстниками. Он сотрудничает, взаимодействует, потому что учится элементарным приемам общения – делиться, ждать своей очереди, меняться игрушками, начинает говорить и задавать вопросы своему сверстнику – «Дай», «Возьми» и др.
- Значительная часть родителей еще совсем молодые люди и порой даже не подозревают, что новые условия детского сада для ребенка могут быть тяжелы. Как помочь родителям подготовить своего ребенка?
- Каждый малыш индивидуален, и каждый родитель чувствует, как психологически подготовить именно своего ребенка к детскому учреждению. Основные моменты изложены в Памятке. Родители будущих детсадовцев должны внимательно с ней ознакомиться. По всем вопросам взаимоотношений ребенка и коллектива обращайтесь в Школу «Надежда». Вы получите ответы на все вопросы на страницах журнала или во время личной консультации.
Памятка для родителей будущих детсадовцев
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите туда, чтобы он представлял, что это такое.
2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад.
3. Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.
4. Расскажите ему, что взрослые тети, с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут.
5. Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.
6. Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему письменную памятку, где перечислите: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; прививки, от которых у ребенка медицинский отвод; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях.
7. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.
8. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа.
9. Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.
10. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.
11. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
12. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
13. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
14. Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А, расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
15. Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: привычная теплая вещь, пахнущая домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частичка безопасности.
16. Не забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в садике.
17. На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.
18. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.