Мария Александровна Макарцова
Подборка игр на развитие тактильно-двигательных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тактильно-двигательного восприятия
• Учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб
Узнавание предметов на ощупь. Найди фигуру в мешочке
Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые фигуры, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.
Оборудование. Предметы различной формы, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы.
Публикация «Подборка игр на развитие тактильно-двигательных навыков» размещена в разделах
Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им фигуры (шар и куб) и предлагает потрогать и рассмотреть их. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать фигурки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои фигуры в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою фигуру, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал фигуру (ощупывает одной рукой, он называет ее сам или с помощью педагога и садится на место. Если же она выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму. Затем свою фигуру ищет другой ребенок.
• Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух)
Чья это конура (норка, домик)
Цель. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.
Оборудование. Две коробки разного размера с отверстиями («дверями») также разного размера, две игрушечные собачки разного размера, экран или ширма.
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он показывает две конуры и говорит, что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке – большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет собаку и ищет ее конуру. Если он помещает маленькую собачку в большой по величине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки – в маленький домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки выглядывают из домиков,– говорит педагог ребенку,– они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти большую конуру, а самой маленькой – самую маленькую конуру».
• Учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, юлу, машинку, шарик и т. п.) без предъявления образца (выбор из двух предметов)
Игра со знакомыми игрушками
Цель: Учить находить знакомые предметы на ощупь, выделять их из общего фона по просьбе взрослого.
Оборудование: ширма, 2 игрушки (машинка, юла)
Ход игры. Ребенок подходит к столу, где за ширмой спрятаны 2 знакомые ему игрушки. Попросите дать вам одну из игрушек. Например, «Дай машинку». Если ребенок правильно выби-рает игрушку и дает ее вам, похвалите его, поменяйте игрушки местами и вновь попросите найти игрушку, но уже другую.
Играйте в эту игру, меняя игрушки местами и побуждая малыша находить одну игрушку среди двух знакомых.
• Учить детей различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно
Что лежит в мешочке
Цель. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.
Оборудование. Парные предметы – объемные геометрические формы (шар, кубик, овоид-яйцо, пирамида и др., предметы разной величины (большой и маленький шары, кубики, овоиды, машинки, матрешки и др., «чудесный мешочек», салфетка или ширма.
Ход игры. Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, сначала шар, кубик и яблоко). В мешочке находится всего один предмет (предположим, кубик). Педагог просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов, лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и спрашивает, как он узнал, что там был кубик, помогает выделить грани у кубика, сравнивает его с яблоком, говорит, что оно круглое. В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога – матрешка, яблоко и шар, а в мешочке– шар). Ребенку нужно иметь уже более точное представление о предмете, а не только определить на ощупь, что этот предмет округлой формы.
• Учить детей производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь
Большие и маленькие шары
Цель. Находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.
Оборудование. Три пары мишек и кукол разной величины (большой мишка и большая кукла, мишка и кукла среднего размера, маленькие мишка и кукла, три шара (большой, средний, маленький) и другие игрушки (матрешки, утенок, «чудесный мешочек».
Ход игры (проводится с подгруппой из 6 детей). Дети сидят за столами парами по торцевым сторонам. Каждой паре педагог дает мишку и куклу (можно двух мишек или двух кукол) примерно одинакового размера: одной паре – больших, другой – средних, третьей – маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят поиграть, покатать друг другу шарик (мячик, но шариков у них нет, их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке – большой шарик, средним – шарик поменьше, а маленьким – самый маленький шарик. Один ребенок из каждой пары достает шарики. Когда дети получат шарики, они играют с ними – катают по столу от мишки к кукле и обратно.
• Учить детей различать температуру предметов (горячий— холодный)
Холодно-горячо
Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; познакомить с тактильным различением температуры и значением слов «холодный», «горячий» и «холодно», «горячо».
Оборудование. Две одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной и горячей, две чашки или миски, полотенце.
Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Ребенок сидит на стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки с горячей и холодной водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки, находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда выбор сделан ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода – холодная или горячая?» И помогает ребенку ответить.