Мария
Подбор методов и составление плана изучения особенностей воспитания ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностики особенностей семейного воспитания дошкольников в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи!
Беседа для родителей «Мой ребенок»
(Модифицированный вариант О. И. Бочкаревой)
Цель – выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.
Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка.
Вопросы:
1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т. д.)
Публикация «Подбор методов и составление плана изучения особенностей воспитания ребенка в семье» размещена в разделах
2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?
3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
4. Насколько общителен с окружающими?
5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?
7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?
8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
11. Решаете ли вы с ним его проблемы?
Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.
Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.
Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»
Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.
Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Как вы отмечаете семейные праздники?
2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
5. Какие дела Вы можете ему доверить?
6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? ( Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?
В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.
В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей, конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.