Анна Буркова
Консультация для родителей «Почему воспитанные дети произносят нехорошие слова? Как реагировать и отучить их от этого»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему малышне так запоминаются бранные слова?
А почему ругаются взрослые? И почему взрослые играют в такую странную и непонятную ребенку игру: стоя в костюме перед начальником или перед важным клиентом, папа разговаривает вежливо и не произносит ни одного бранного слова. Но стоит папе зайти в автосервис, как он мгновенно переключается и ловко использует понятную автомеханикам лексику. Получается, что иногда все-таки можно? Ругаясь иногда, закрывая при этом рот, делая испуганные глаза: "Ой, вырвалось!", мы делаем бранные слова очень привлекательными, делаем их тем самым запретным плодом, который так хочется попробовать малышу.
Публикация «Консультация для родителей „Почему воспитанные дети произносят нехорошие слова? Как реагировать и отучить их от этого“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
При детях мы не ругаемся, а если все-таки и вылетает какая-нибудь гадость, то слово всегда бывает очень ярко эмоционально окрашенным. Как будто взяли маркер и из всего текста это слово выделили. Ну как его при этом не запомнить?Бранные слова четко и емко описывают чувства, показывают эмоцию, и ребенок ловит это очень быстро.
Если случайно ребенок услышит на овощном рынке как продавец в смелом мужском споре со своим коллегой по прилавку выдает набор мужских междометий, то он мгновенно запомнит, подхватит именно ТЕ слова, а не "укроп", и не "помидор", и будет повторять их с удовольствием и правильной интонацией. Почему? Да потому, что "укроп" и "помидор" - слова известные и неинтересные с точки зрения новизны. А вот междометия продавца на рынке - это то новое, что любой ребенок мгновенно хватает. Ведь когда малыш растет и начинает говорить - это время больших открытий и постоянного познания. Его привлекает все новое и неизведанное. Чадо слышит слово, которое имеет непонятный смысл, яркую эмоциональную окраску, и мгновенно берет это слово на вооружение! Начинает повторять, употреблять и, главное, смотреть на реакцию родителей - правильно употребил или нет? В полтора года начинается возраст проверки и сопоставления. Есть предмет, он должен работать вот так. Это стул - на нем сидят. Это тапочек - его надо надеть на ногу. Так же к 3 - 3,5 годам начинается исследование языка, появляется вариативность (то есть включаются синонимы). Ребенок уже подбирает, какое слово в этой ситуации больше подойдет, какое слово здесь интереснее прозвучит? Мы удивляемся, откуда у деток в 3 года такие богатые речи? А у малышни идет настоящий филологический разбор каждого предложения. И, конечно, любое новое слово, а в особенности сказанное близкими, нужно срочно попробовать в деле, послушать, как оно звучит (а ведь большинство матерных слов очень привлекательны по звучанию, они хлесткие, в них есть энергия).
Что делать, чтобы малыши не произносили плохих слов?
1. Следить за своей речью. Чем богаче и интереснее язык родителей, тем лучше для ребенка - его речь будет хорошей, он будет более развитый, ему будет легче в обучении. Так что, дорогие мамы-папы, поменьше "блинов", побольше синонимов, красивых построений предложений и так далее.
2. Решите для себя, что, если вы не хотите слышать от ребенка бранные слова, значит вы сами не позволяете себе ругаться. А если ругаетесь, то будьте готовы защищать свою позицию: я ругаюсь, мой ребенок будет ругаться, я готов выслушивать от воспитателей в детском саду претензии, что мой ребенок грубиян и учит плохому других детей, будьте готовы, что в школе на родительских собраниях вы станете "плохишом".
3. Если у вас плохое слово вырвалось, объясните ребенку, что сорвались, расстроились, разозлились, это плохо и вам не хочется, чтобы он повторял.
Если ребенок говорит грубости:
В 1,5 года
- Не ругайте и не бейте по губам. - Полуторагодовалому малышу скажите просто, что это "плохое слово". Именно в этом возрасте детки начинают четко разграничивать, что такое хорошо, а что такое плохо. И малыш еще несколько раз перепроверит, действительно ли плохо говорить это слово? Ему нужно убедиться, и вы поможете ему, если каждый раз терпеливо будете объяснять: "это плохое слово, ты этим словом можешь обидеть тетю, дядю, на тебя рассердятся". Пусть кроха знает, какова будет реакция общества на сказанное им.
В 3 года
В 3 года ребенок идет в детский сад, узнает много новых гадостей, обсуждая новости со сверстниками, и приносит домой все, что узнал. Здесь важно разделить "нежелательные слова" и "мат". Есть ведь отъявленные ругательства, а есть нормальные вроде бы слова, но которые мы все равно стараемся не произносить. Те слова, которые нельзя, например, сказать президенту.
Мы должны помнить, что мы - проводники ребенка в мир. Значит должны объяснить ему на примере: Если у тебя в руках горящая палка - ты приложишь ее к себе и будет ожог. Ты знаешь плохое слово - произнесешь его и кого-то обидишь. Это не значит, что нельзя держать в руках палку, не значит, что такого слова не существует. Просто не нужно себя обжигать, и не нужно произносить это слово.
В 3,5 года ребенок начинает идентифицировать свой пол, интересоваться половыми признаками. А ведь многие матерные слова называют именно половые признаки. И если малыш с хитрыми глазами спрашивает, что означает это слово, объясните! Чаду нужна информация. Нужно знать значение слова. И это очень даже сыграет в вашу пользу, потому что в 3, 5 года ребенок знает: то, что находится в трусах, нужно закрывать, прятать. Значит, и слово, обозначающее это, не нужно произносить!
4-5 лет
- В 4 года -5 лет начинается массированная атака на родителей с бранными слова, с лихими вариациями. И здесь, чем сильнее и жестче будет реакция родителей, тем активнее будет продолжение атаки.
Поэтому, самым мудрым будет не закатывать истерик и не ругаться постоянно, а просто поиграть. Ребенок говорит "какашки", а вы скажите "промокашки". Этот этап продлится недолго, и вы можете провести его не в битве, а в игре, в дружбе.
ТАК НЕ НАДО Многие родители на произнесенные бранные слова реагируют молчанием : я такого слова не знаю. Вот почему это плохо. У ребенка появляется непреодолимое желание узнать про это слово побольше! Вы не объяснили, значит теперь малыш будет узнавать у других источников - в детском саду, у друзей, у бабушки и дедушки, а потом и в школе, и, возможно, получит совсем неправильную информацию или нагоняй. Так что молчать - это не выход. Представьте, что ребенок кашляет. Мы отвернемся и сделаем вид, что не слышим. От этого он не перестанет кашлять. То же самое и с произнесением плохих слов. Потребность в информации нужно удовлетворять!