Ковалева Олеся Петровна
По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наша Брянщина родная»
▼ Скачать + Заказать документы
Брянск
Девиз:
Из простых ручейков
Океан наполняется.
А любовь к своей Родине-
С родников начинается.
• Пояснительная записка
РОДИНА-это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям-матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, родной природе. Это корни, связывающие с родным домом и ближайшим; окружающим окружением. Чувство любви к Родине является общечеловеческой проблемой и носит глубоко исторический характер.
Публикация «По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Наша Брянщина родная“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям согласно Новому энциклопедическому словарю входят в понятие «патриотизм». По определению Российской педагогической энциклопедии, «патриотизм-социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов». Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за е удачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, известно уже с древности. С развитием государства патриотизм наполнялся политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, отстаивания интересов Отечества.
Названные источники по-разному определяют понятие «патриотизм». Но выделяют общую суть : это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей, страны.
Существует многообразие подходов к воспитанию патриотизма, в том числе через любовь к родной природе и родному городу, чувство собственного достоинства, сострадание, сочувствие, доброту, способность вставать на точку зрения другого и переживать чужую беду, как свою, волю к свободе, стремлении к единению с другими людьми на основе любви к другим. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине-месту, где родился человек.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Мы живем и работаем в центре России. Наш город Брянск богат своими обычаями, традициями его, населяет интересный народ. 14 нам захотелось помочь детям узнать, чем красив, богат Брянский край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаям и традициям родного Брянского края. Такая работа немыслима вне предметно-пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения - это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, студии, рекреации, коридоры, территории детского сада.
Актуальность проекта:
•
Утрата традиционного российского патриотического сознания.
•
Неумение взрослых передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи.
Условия реализации проекта
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому- культурно историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном услышанном (творческая игра, составление рассказов изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.)
Привлечение детей к участию в городских праздниках с
тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу
общей радости и веселья (Масленица, Пасха, и д
Познакомиться с жителями города носителям
социокультурных традиции в области ремесел, песен, танце и т. п.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода
к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание
любви и привязанности к родному краю.
Задачи
1. Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности ребёнка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность.
2. Формирование духовно-нравственных отношений и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.
3. Зажечь любовь и интерес к жизни народа разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.
4. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
5. Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
6. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основ народной культуры с опорой на краеведческий материа. (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями под девизом: «И: знания и любовь к Брянщине должны передаваться детям».
Принципы построения педагогического процесса
• Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядк; описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
• Принцип гумманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
• Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
• Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п.
Основные тематические блоки
работы по созданию предметно-развивающей
среды:
1. Мой город Брянск.
2. Природа родного края.
3. История города Брянска
4. Традиции Брянского края.
5. Достопримечательности города.
Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненны! опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родни городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Тематический план работы с дошкольниками :
1 тематический раздел «Мой город Брянск»
Рассматривание альбома «Мой любимый город Брянск»
«Моя улица»
Беседа: «Где работают родители»
Экскурсия на почту, магазин, в школу.
Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» (приглашением родителей)
Создание альбома о профессиях.
2 Тематический раздел «Природа родного края»
• Целевая прогулка в парк
• Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось,
кабан)
• Посещение краеведческого музея.
• Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.
• Рассказ-беседа «Лекарственные растения Бряншины»
• Беседа «Лес-главное богатство Брянского края»
3 Тематический раздел «История города Брянска»
• Экскурсия в краеведческий музей.
• Проект «История Брянского края»
• Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»
• Фотовыставка «Наш город сегодня»
• Выставка детских работ «Мой любимый город»
• Создание в группе мини-музея.
• Посещение библиотеки.
• 4 Тематический раздел «Традиции Брянского края»
• Встреча с интересными людьми.
• Посещение краеведческого музея.
• Проект «Моя Брянщина» 1 Оформление музея русского быта.
• 5 Тематический раздел «Достопримечательности города Брянска»
• > Посещение выставок местных музеев.
•» Знакомство с памятными местами города.
• > Экскурсия на Курган Бессмертия.
•» Встречи с интересными людьми города Брянска
Ожидаемые результаты:
Дети знают и называют своё имя, имена близких родственников.
Дети знают обязанности по дому членов семьи.
Дети знают и называют сотрудников ДОУ, свободно ориентируются в помещениях ДОУ.
Дети имеют представление о городе, в котором живут, знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.
Имеют представление об исторических памятниках города.
Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края; дети могут называть писателей, художников и их произведения.
Дети могут назвать ремёсла, которыми владели наши предки.
Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки нашего края.
Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей к оформлению
наглядного материала.
Посещение городских праздников: Новый год,
Масленица и др., участие в народных гуляниях.
Сбор краеведческого материала с участием
родителей.
Оформление совместного альбома «Прогулки по
городу»
Участие родителей в организации и проведении
экскурсий в краеведческий музей, детскую
художественную школу, на Курган Бессмертия,
Партизанскую поляну.
Выставки народно-прикладного искусства детей и
родителей.
Помощь в создании уголка «Русская изба» в ДОУ
мини-музея.
Критерии отслеживания
1. По работе с детьми
• Повышение уровня знаний и представлений детей о своей
семье.
• Как называется наш город?
• Почему он так называется?
• Какие улицы города вы знаете?
• Чьи имена носят улицы нашего города?
• Какие исторические памятники, исторические места вы знаете?'
• Каких местных писателей, художников можете назвать?
• Какие праздники отмечаются в нашем городе?
• Назовите промыслы и ремесла, которыми владеют народные
умельцы наших дней
• Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки,
хороводы? Какие?
• Расскажите о природе Брянского края.
2. По работе с родителями.
• Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках,
экскурсиях.
• Повышение педагогической компетентности родителей.
• Участие родителей в сборе, оформлении наглядного
материала.
Литература:
• Программа воспитания и обучения в детском саду «От
• рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Москва, 2010г.
• О. В. Дыбина. «Ребенок и окружающий мир». Москва, 2010 г.
• В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. «Этические беседы с детьми 4-7»
• лет». Москва, 2010 г.
• Н. Романов. «Брянск сегодня». Брянск, 2010 г.
• Е. Н. Чалиян. «Брянск». Фотоальбом. Москва «Советская
• Россия», 1981 г.