Морозова Татьяна Игоревна
Обучение плаванию в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
предлагаю вашему вниманию презентацию "Обучение плаванию в домашних условиях".
Мастер-класс на тему: «Обучение плаванию в домашних условиях»
Подготовила: Морозова Татьяна Игоревна,
инструктор по физической культуре и плаванию
МДОУ детский сад №9 «семицветик», г. Серпухов.
Публикация «Обучение плаванию в домашних условиях» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Цель: Привлечь родителей к активному участию в обучении детей плаванию.
Задачи:
1. Помочь родителям овладеть теоретическими знаниями по теме «Умение плавать необходимо в жизни».
2. Научить родителей обучать детей плаванию в домашних условиях.
Ход мастер-класса
1. Теоретическая часть
В какой-то степени вода — наша родная стихия, и именно поэтому плавание так нравится и взрослым, и детям. Если вы ищете для своего ребенка нетравматичный вид спорта, который укрепит его здоровье и закалит не только организм, но и характер, то плавание для детей — это ваш правильный выбор.
Плавание, как возможность передвижения в воде - человек использует с давних времен. Древние греки называли человека, который не умеет читать, считать и плавать, -. неграмотным.
Благоприятное воздействие плавания на организм человека было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях. С самого детства мы все помним поговорку: «Наши лучшие друзья – солнце, воздух и…___» (дать возможность участникам досказать)
У здоровых, закалённых детей всегда здоровый вид, хороший аппетит, спокойный сон. Они могут без вреда для здоровья, даже зимой, долго находиться на прогулке, хорошо переносят как холод, так и жару, обтирание и обливание прохладной водой. Потому что нервная система закаленного ребенка приспосабливается к колебаниям температуры внешней среды. Кора головного мозга быстро уравновешивает образование и расходование тепла в организме и не допускает тех болезненных состояний, которые возникают у незакалённых детей.
Одним из доступных и любимых детьми способов закаливания – является плавание. Летом – плавание в природных водоемах, и круглогодично – в бассейне.
Рассуждая об оптимальном возрасте для начала занятием плаванием, важно различать два действия: отдать ребенка в бассейн учиться плавать или заниматься плаванием как спортом. В первом случае это можно сделать уже в младенчестве — так называемое грудничковое плавание можно начинать (под строгим присмотром инструктора) хоть с 5 месяцев.
Конечно, грудной ребенок еще не научится полноценно плавать, но станет понятно, нравится ли ему вода, и он сможет к ней привыкать.
Начиная с 2-3 лет, ребенка можно постепенно учить плавать, но обязательно в игровой форме. Опытные тренеры настаивают: до пятилетнего возраста занятия плавания не должны быть слишком серьезными — пусть ребенок плещется и играет с водой, как ему нравится. Так бассейн не превратится для ребенка в наказание и малыш сможет по-настоящему полюбить воду.
Профессиональные занятия плаванием для детей оптимально начинать в 5-7 лет. В этом возрасте ребенок становится более координированным, умеет сосредотачиваться и способен понять, что от него хочет тренер. В этом же возрасте ребенка начинают учить плавать осознанно — даже если он уже умеет держаться на воде, необходимо поставить правильную технику.
В нашем детском саду – дети начинают посещать бассейн со средней группы, при условии, что рост ребенка к этому моменту на 20 см. выше самой низкой глубины ванны бассейна - он должен устойчиво стоять на дне, что придает ему уверенности.
И часто, особенно в начале обучения, я слышу от родителей наших воспитанников похожие вопросы: «Как научить ребенка не бояться воды?», «Как помочь ему преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию?»…
И действительно, мои наблюдения в работе с детьми по обучению плаванию показали, что 50 % детей не могут быстро учиться плавать из-за страха перед водой. Эти дети отказываются посещать бассейн под различными предлогами («Мама не разрешает», «Не хочу сегодня заниматься», «Плохо себя чувствую» и т. д.). В бассейне они не выполняют задания инструктора и, соответственно, происходит разрыв в обучении между детьми, которые усваивают программу обучения и теми, кто боится воды. Поэтому наши рекомендации сегодня будут адресованы, прежде всего, родителям, которые хотят, чтобы их дети не боялись воды и умели плавать.
2. Практическая часть.
Предлагаемые нами простые упражнения в обычной домашней ванне помогут вам и вашему ребенку сделать плавание любимым занятием.
Начать обучение плаванию стоит с простейших упражнений на дыхание, ведь существует присказка: «Плавать умеет тот, кто владеет дыханием».
Очень важно освоить «плавательное дыхание». При этом главное – не задерживать дыхание.
Демонстрация и выполнение с участниками мастер-класса
упражнений на дыхание.
Предлагаю вашему вниманию несколько интересных дыхательных упражнений, которые я использую на своих занятиях. Эти упражнения способствуют развитию жизненной емкости легких, укреплению дыхательных мышц грудной клетки. Подобные упражнения мы с ребятами используем на занятиях в бассейне, а вы можете них использовать как двигательную разминку в домашних условиях или релаксацию.
Упражнения должны проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких 2-3 г. и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников 3-7лет. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры…
1. «Веселый хомяк» я предлагаю всем в зале попробовать повторить вместе со мной это упражнение сидя на своих местах…
Для этого упражнения мы с вами представляем себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.
Это упражнение вы можете использовать и дома и на улице, оно просто тем, что для его выполнения не нужны никакие предметы и так же упражнение «Веселый хомяк» не только поможет обучиться, владеть правильным дыханием, но и поспособствует зарядиться хорошим настроением, правда, не меньше чем и остальные упражнения… продолжим….
Для следующего упражнения попрошу выйти 4 ребят.
2. «Футбол».
В плавании главное то, что вдох обязательно осуществлять ртом, а выдох - носом и ртом. Сейчас мы освоим, одно из упражнений которое нам поможет сделать вдох и выдох ртом.
Из конструктора строим на противоположном крае стола ворота. Перед собой положим мячик из бумаги. Задача – забить мяч в ворота.
3. «Ветерок»
. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях, способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Но хотелось бы отметить, что медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Следующее упражнение акцентированно на медленном выходе.
«Пшено»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На пшено подую я
И скажу, что там, друзья.
(На дно неглубокой ёмкости приклеить картинку, насыпать крупу. Задача ребёнка - раздуть пшено с середины и увидеть картинку и назвать её.
Если грамотная техника дыхания освоена, плыть можно долго, не уставая. Заодно такие дыхательные упражнения укрепят иммунитет и повысят выносливость ребенка: он сможет дольше бегать, быстро подниматься по лестнице и т. д.
Дальше – можно переходить к погружению лица ребенка в воду и, соответственно, устраняем боязнь воды и погружения в нее. Но делать это можно лишь в том случае, если у ребенка нет проблем с ушами и носом или склонности к ним: например, повреждения барабанной перепонки, отита, синусита (в том числе хронического)
Для этого выполняем следующие упражнения: ВИДЕО
1. Упражнение «Умоем лицо». Предложить ребенку вначале умыть лицо кукле, затем им зачерпнуть ладонями воду и полить лицо, показать, как «смывают с лица мыльную пену».
2. Упражнение «Дождик». Показать детям, как поливать свои головы водой и брызгать самим себе в лицо.
3. Упражнение «Помощники ладошки». Для этого надо чтобы ребенок опустил сложенные ладони в воду, поднес лицо к воде и опустил его в свои ладони с зачерпнутой водой. Присев «расположить губы на уровне поверхности воды — дуть на воду, образуя волны.
4. Игровое упражнение «Нос водицы не боится!» - после предыдущего упражнения дети погружаются до уровня подбородка, далее в воду опускается часть головы, сначала до уровня носа, затем — глаз затем в воду погружается все лицо.
5. Далее - задания направленные на закрепление навыка погружения лица в воду и открывание глаз.
Посадите ребенка в ванну, попросите задержать дыхание, опустить
лицо в воду. (можно использовать плавательные очки).
можно ли открывать глаза в ванной: при открывании ненадолго и для небольших количеств воды, например при умывании, водопроводная вода вполне приемлема для глаз. Долго же находиться под водой с открытыми глазами (как это особенно любят делать дети во время принятия ванны) настоятельно не рекомендуется.
поводу бассейнов совет может быть только один – обязательно используйте очки для плавания при купании в бассейне и никогда не ныряйте с открытыми глазами, если они не защищены очками или маской.
Ребенок должен в воде научиться контролировать свое поведение; установка «закрыты или открыты» глаза этому способствует.
Примеры заданий ребенку:
1. Посмотри, как выглядят в воде игрушки (игрушки разбросаны на
дне).
2. Сосчитай, сколько игрушек на дне.
3. Посмотри, какого цвета в воде игрушки.
4. Выбери самую твою любимую игрушку.
5. Достать определенный предмет со дна ванны в очках для плавания и без них.
6. Игра «Водолаз». Когда ребенок уже научился задерживать дыхание и погружаться в воду, то можно предложить игру «Водолаз» - как можно дольше, до 10 секунд, лежать под водой.
С этого момента Ваш ребенок готов к занятиям в бассейне.
Далее я бы хотела вас познакомить с подводящими упражнениями при обучении технике способов плавания. Практическое изучение нового упражнения происходит путём выполнения упражнения на суши как с предметами, так и без них.
Сейчас я вам представлю некоторые упражнения с использованием фитбольных мячей. (5 мячей один у меня) приглашаются дети с родителями (родители для страховки)
1. Упражнение «работа ногами как при кроле»
Сначала мы попробуем лежа на ковре упражнение лодочка:
И. п. : лежа на животе, ноги вместе, руки вытянуты вперед.
1-2 вдох, Одновременно поднимает руки и ноги, задерживаемся на несколько секунд,.
3-4 выдох и. п.
Второй раз тоже самое но с работой ног.
Далее тоже самой на на фитболе с опорой на руки.
2. Упражнение «тачка»
И. п. : лежа грудной клеткой на мяче идем руками вперед максимально (ноги на мяче) и обратно.
3. «гребля руками»
лежа животом на мяче, ноги упор в пол. Имитировать движения руками как при плавании.
Чтобы научить ребенка лежать на воде, добиться горизонтального положения тела на поверхности - используются всем известные и очень эффективные упражнения: (ПОКАЗ ФОТО НА ЭКРАНЕ)
• «звездочка» : лечь на воду, руки и ноги вытянуть в стороны, держаться строго горизонтально;
• «поплавок» : обхватить колени руками, голову опустить к коленям, «повиснуть» на поверхности воды;
• «стрелочка» : оттолкнуться от бортика бассейна и скользить, вытянув руки и ноги, по поверхности воды.
«Носикам-курносикам»
И на последок я бы хотела поделиться с вами одним интересным упражнением которое укрепляет и развивает мышцы шеи, способствует повышению функциональных возможностей дыхательной системы в сочетании с улучшением опорно-двигательного аппарата. Задача этого упражнения, развивать осанку и выносливость детей.
Закреплять правильное положение головы и подбородка детей, что не мало важно при обучению плаванию. Упражнение может стать элементом утренней гимнастики.
На мольберта изброжен рисунок, ребенок «надевает нос» и обводит по контору рисунка, не помогая руками.
И в заключение нашего мастер-класса хочется сказать, что научив ребенка плавать, вам, конечно, будет спокойнее за него, НО! НИКОГДА не оставляйте детей одних в воде без присмотра!
Основные упражнения, которые мы с вами сегодня разучили – и правила безопасности при нахождении в воде – в этом буклете.
Спасибо за внимание и активное участие!