Барцайкина Тамара Даниловна
Пластилиновая живопись в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилиновая живопись – один из наиболее интересных и ярких видов художественной деятельности. Но в детском саду этот вид деятельности не является распространенным, он не входит в обязательную программу детского сада. По этому виду деятельности работа с детьми ведется только по инициативе воспитателя.
Публикация «Пластилиновая живопись в детском саду» размещена в разделах
Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены огромные резервы для развития художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Работая с пластилином, дети развивают тактильные ощущения, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, развиваются психические процессы – память, внимание, мышление, воображение, речь.
Деятельность с детьми пластилиновой живописью легко интегрируется с образовательными областями: речевым развитием (используем художественное слово, рассказывание, словесные игры и т. п.); физическим развитием (используем физкультминутки, в том числе электронные, имитации, релаксации); познавательным развитием (прежде чем что-то изобразить, узнаем о предмете, об изобразительном материале, попробуем поэкспериментировать ( например: смешиваем пластилин разного цвета); социально-коммуникативным развитием (общаемся во время работы, обсуждаем социальную значимость поделки – для подарка родным, обращаемся к народному опыту и традициям); художественно-творческим развитием (рассматриваем произведения искусства, слушаем музыку).
Меня давно привлекало создание картин из пластилина, я решила попробовать свои силы в изготовлении таких картин. Так родились картины «У меня зазвонил телефон» по творчеству К. Чуковского
и «У лукоморья дуб зелёный» по сказкам А. С. Пушкина.
Эти картины долго служили элементом оформления группы, и сейчас не потеряли своей привлекательности, цвета картин остались настолько же яркими, как и во время их создания. Техника изготовления таких картин достаточно проста и с этой работой справятся даже дети: под стекло (я обычно беру готовые рамки со стеклом, для детей стекло по краям можно обклеить малярным скотчем для безопасности) накладывается любая картинка и изображение обводится маркером или тушью. Затем отщипываются маленькие кусочки пластилина и картина «закрашивается» нужным цветом пластилина, не заступая за контур. Картина вставляется в рамку и используется по вашему усмотрению: как элемент оформления или подарок.
Занимаясь с детьми старшей, подготовительной к школе группы, я решила познакомить их с разными техниками пластилиновой живописи.
Наши первые работы были выполнены на картоне: небольшой (максимум стандартного листа А4) прямоугольный лист картона покрывался пластилином, затем на нём наносился рисунок стеком. Затем мы стали выполнять фон, используя несколько цветов пластилина ( например: голубой, синий и немного белого). Таким образом, дети учатся смешивать пластилин, создавая новые цвета и оттенки. На этом фоне появлялись цветы из пластилина : маки с жёлтыми серединками, стебелек в виде длинной колбаски, листья с прожилками, нарисованными стеком.
Затем решила предложить детям другую технику пластилиновой живописи. В интернете нашла раскраски, имеющие в основном крупные детали (снеговики, Снегурочки, распечатала, вырезали с детьми по контуру, наклеили на картон и «раскрасили» пластилином. При всей кажущейся простоте, такая деятельность вызывает некоторые затруднения у детей: не всегда удается сохранить четкий контур, иногда дети не понимают задумку художника ( например: раскрашивают рукава платья Снегурочки разным цветом пластилина).
Очень оригинальной получилась работа «Золотая рыбка». Дети на картоне простым карандашом сделали набросок контура рыбки. Затем из пластилина вылепили плоское изображение рыбки, тело с чешуйками, глаза, рот, плавники, красивый большой хвост из пластилина тёплых тонов. Украсили изображение камешками, водорослями, пузырьками воздуха.
Эта работа очень увлекла детей, они не хотели отрываться от работы даже на физкультминутку. Это тот самый момент творчества, когда дети кроме развития мышления, памяти, мелкой моторики руки и др. получают духовное воспитание, учатся эмоционально-эстетическому восприятию происходящего.
Поддержать интерес к рисованию пластилином можно, используя различные основы для нанесения изображения. Такой основой стала пластиковая тарелочка. Так родились работы на осеннюю тематику «Гриб в осеннем лесу». Но у детей вызвало затруднение, что форма тарелочки не плоской формы, а с некоторым рельефом. Но все трудности компенсировались радостью от полученного результата, положительной оценкой и восторженными отзывами родителей.
Следующей интересной основой стал диск. На диск был нанесен пластилин двух цветов : голубого – небо, зелёного – трава. На таком фоне появляется чудесный цветок с зелёными листьями, добавляются различные детали: пчелки, улитки, божьи коровки и т. д. (здесь начинается творчество детей, их воображение начинает выдавать всё больше новых образов, дети начинают увлеченно украшать свою работу).
Несколько работ мы выполнили с детьми коллективно, так же используя разные приемы лепки. Всем известно, что общее дело объединяет людей. Мы сдвигаем столы вместе и садимся за один большой стол. Договариваемся о распределении заданий ( например: вы катаете шарики красного цвета, вы – желтого и т. д.). Во время деятельности разрешается общаться друг с другом, обсуждать выполнение работы и даже петь песни. В такой домашней, непринужденной обстановке у нас появились работы из пластилиновых шариков «Светит месяц»,
«На лесной полянке.
А вот пластилиновое дерево появилось несколько иначе: из жгутиков лепим ствол дерева, скатываем пластилин клубочками зелёного, голубого, красного цвета и рисуем ими яблоню с красными яблоками, облака, под яблоней – красивые цветы, которых появлялось так много, что под яблоней выросла целая клумба.
Каждый ребенок вносит свой посильный вклад в общее дело, что объединяет детей в дружный коллектив.
Хочется сделать один практический совет: рисовать по стеклу, бумаге лучше мягким пластилином – восковым, а для лепки можно взять обычный пластилин, так как восковый прилипает к рукам.
Мой опыт работы пластилиновой живописью небольшой, так как мы занимаемся с детьми этим видом деятельности в рамках работы кружка «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования, но с уверенностью можно утверждать, что такая деятельность представляет большой интерес для педагога и детей. Дети с желанием откликаются на предложение воспитателя заняться рисованием пластилином, а продукт их деятельности вызывает у детей чувство гордости, вызывает эмоциональный подъем. Положительный результат деятельности формирует у детей психологию победителя «Я все умею! У меня все хорошо получается!». Красивые работы, созданные руками ребёнка самостоятельно и вызывающие восхищение родителей и других детей, повышают самооценку ребёнка, заставляют его верить в собственные силы.
Прежде чем начать свою деятельность по знакомству детей с пластилиновой живописью, изучила методическое пособие Яковлевой Т. Н. Пластилиновая живопись. М. :ТЦ Сфера, 2010.
Обратилась к интернету: особенно полезными для меня оказались сайты «Учебно-методический кабинет», «Страна мастеров», «Всё для детей», «Развитие ребёнка», «Дошкольник» и др. На этих сайтах содержится практический материал, который, бесспорно, помогает педагогу в организации деятельности с детьми, помогает выбрать нужную тему и определиться с содержанием работы.
Работая с пластилином, взрослые и дети получают эстетическое наслаждение, моральное удовлетворение от результатов своего творчества. Пластилиновая живопись является одним из наиболее ярких и интересных направлений взаимодействия педагога с детьми, помогает личностному развитию ребёнка, помогает в налаживание контакта и положительного общения всех участников образовательного процесса.