АНАИТ ОРЕХОВА
Пластилинография или рисование пластилином с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Это время первона-чального становления личности, стремления к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающими. Познавательная активность малыша с каждым днем растет. Ребенок стремится к обследованию предметов. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Публикация «Пластилинография или рисование пластилином с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Поделки. Мастерим с детьми
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интел-лектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.
Я год вела кружок «Умелые ручки», и стала замечать, что малыши с большим удовольствием занимаются именно рисованием пластилином. Это самая любимая их деятельность в детском саду, она доставляет малышам ра-дость, заряжает их положительными эмоциями. Мне тоже нравится пластилин. Из него можно делать разное. Например, вылепить объёмную фигуру из целого куска, прищипывая и вытягивая детали. А можно накатать горсть шариков-колбасок и собрать пластилинового персонажа, почти как конструктор. Пластилин можно размазать по картонке – и вот водная гладь, а может быть просторы луга. Можно взять жёлтый шарик и сплющить его, положить под лепёшку пять колбасок – и вот перед нами черепаха, а если положить вокруг – яркое светящееся солнышко. С помощью пластилина можно делать картины.
Что же такое пластилинография? Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Эта работа приносит гордость, которую дарит результат. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот, например, некоторые плюсы:
• Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.
• Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, раскрывается творческий потенциал.
• При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это развитие мозга.
• Эта работа формирует усидчивость и учит доводить дело до конца. Чего стоит работа по обрамлению готовой картины в рамку из пластилина.
• И потом, готовые картины – подарок для родных, для друзей, т. е. их можно подарить, а можно оставить себе на память.
• Даже у того, кто впервые взял пластилин в руки, с каждым разом будет получаться всё лучше и лучше. Я убедилась в этом на своём опыте и наблюдая за своими детками.
Что приготовить для пластилиновой картины?
Во-первых, пластилин. Выбирайте его на своё усмотрение. Можно купить самый-самый «навороченный», а можно и самый простой, тобишь «советский». Главное, чтобы он был мягким для больших деталей и для больших поверхностей, а для мелких деталей обыкновенный, чтобы приятно пах, чтобы у него были чистые яркие цвета, ну и конечно же безопасный.
Во-вторых, основа. Это может быть картон или пластмасса (гибкие основы для лепки, но мне больше понравился такой вариант: разрезанная коробка пластилина. Этот картон более плотный. Необходимо обратить внимание на то, что пластилин плохо липнет к бумаге, но хорошо это делает к самому себе. Поэтому на картоне всегда следует делать фон, т. е поверхность полностью замазать пластилином.
В-третьих, стек, трубочка от сока, спички, зубочистки, стержень от шариковой ручки, фломастеры. Эти предметы нужны для оформления деталей, например, трубочкой от сока можно сделать улыбку, чешую для рыбки или дракона; головка спички пригодна для того, чтобы сделать выразительные раздутые ноздри; зубочисткой можно сделать ноздри на клюве, процарапать шерсть, а ещё ею легко брать мелкие детали со стола; колпачок фломастера поможет сделать фактуру для кроны дерева, круги на воде.
В-четвёртых, клеёнка для покрытия стола, можно фартук для защиты одежды.
Что касается советов по лепке, то их огромное количество как в литературе, так и на просторах всемогущего интернета. Легче, когда есть поэтапная инструкция. Например, мне все детали удобнее делать, начиная с шарика. Если нужно сплющить большой шар, то лучше ребром ладони, а не центром ладони или пальцами. Если надо скатать несколько колбасок одинаковой толщины, то удобнее сначала сделать одну длинную, а затем разрезать на нужное количество частей и т. д.
Работа с пластилином должна доставлять радость малышам! Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества, нет пластилина, красок, цветных карандашей, раскрасок. Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Не стоит заниматься пластилином длительное время, получаса вполне достаточно, ребенок не заскучает за это время, а для взрослых это всего каких-то тридцать минут.
Поэтому родителей деток всегда привлекаю к участию в различных творческих семейных конкурсах, предлагаю тему для творчества с детьми дома. Затем оформляется выставка, проходит голосование и на очередных родительских собраниях устраиваем награждение по номинациям, т. е. награждаются все, кто принял участие в конкурсе.
В заключение хочется сказать, то, что делает воспитатель в детском саду это важно и нужно, но, то, что делает родитель важнее в двойне. Рукотворчество – важное занятие для малышей, которое не только развивает, но и благотворно влияет на нервную систему в целом. Лепите, рисуйте, вырезайте вместе с детьми чаще, с радостью, на здоровье Уважаемые родители любите своих детей, находите на них время, будьте терпеливыми. Ведь накормить, напоить, одеть, обуть ребёнка – это не любовь и не воспитание!
Предлагаю посмотреть несколько детских работ кружка «Умелые руки» (старшая группа)
Литература
1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Цветные ладошки».; - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. -М. : Просвещение, Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М:, 2006.
3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. / О. А. Новиковская. - М. : АСТ; СПб: Сова, 2006
4. Новацкая М. А. Пластилиновые картинки СПб. :Питер, 2014. – 64с.
5. Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина / Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. - Ростов-на-Дону. : Издательство «Феникс», 2003
5. Кожохина С. К Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.