Наталья Гордиенко
Конспект занятия «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подвести детей к пониманию уникальности планеты Земля.
Задачи:
1. Формировать представление о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятием орбита.
2. Расширять кругозор воспитанников.
3. Воспитывать интерес к познанию космоса. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Методы и технологии:
- словесный (рассказ в сочетании с демонстрацией слайдов)
- наглядный (демонстрация таблицы-схемы)
- практический
- здоровьесберегающая технология
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
- игровая технология (ролевая игра)
- ИКТ (презентация)
Активизация словаря: солнечная система, планеты : Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Материал и оборудование: слайды планет, проектор, ноутбук, схема солнечной системы, шапочки с изображением планет, фонограмма «Космический цветок»
Ход занятия
-Ребята, вы любите узнавать что – то новое интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку.
-Оно свет на землю льет, и тепло нам всем дает.
-Солнце.
Солнечная система – это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света – Солнце. В центре Солнечной системы находится солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет.
Рисунок 1 – Солнечная система
Солнце - одна из звёзд нашей Галактики (Млечный Путь) и единственная звезда Солнечной системы. Солнце состоит из водорода, гелия и других элементов. Оно удалено от Земли на 149,6 млн км и имеет жизненно важное значение для всего растительного и животного мира на Земле. Без солнца, основного источника света и тепла, не было бы жизни на Земле.
Рисунок 2 – Солнце
Первая от солнца планета - Меркурий. Меркурий напоминает Луну. Она так медленно вращается, что проходя полный круг вокруг солнца совершает оборот вокруг своей оси всего 1,5 раза из – за чего солнечные сутки на планете длятся 58 земных суток.
Рисунок 2 – Планета Меркурий
Следующая планета Венера. Венеру окружает слой очень плотных облаков. На Венере постоянно происходит вспышки молний, превышающие по интенсивности на Земле, что возможно также связывает с вулканической деятельностью. Венеру очень часто называют «сестрой» Земли, поскольку их размеры и масса очень приближены друг к другу.
Рисунок 3 – Планета Венера
Планета Земля обладает атмосферой, которую удерживают силы гравитации, в состав атмосферы входят важные элементы водорода, углерода, которые делают возможным на Земле жизнь. Атмосфера состоит из нескольких слоев, нижний из которых тропосфера находится на 10- 15 км от поверхности Земли. В этом слое формируются облака и другие природные явления, температура тропосферы -40 -50. Выше расположен другой слой –стратосфера, который содержит газ озон. Он поглощает волны солнечной радиации, под воздействием которых в стратосфере температура повышается до +15. Еще выше – ионосфера, где температура понижается до -90. Поверхность Земли состоит на 2/3 из воды, остальная часть это континенты.
Рисунок 4 – Планета Земля
Марс. Небольшая планета представляется невооруженным глазом,как красная планета. Наличие на планете образований, напоминающих русла рек, а также следов каньонов и океанов, говорит, что Марс наиболее похож на планету Земля. До сих пор ученые подразумевают наличие воды на планете. Также как и на нашей планете на Марсе присутствует атмосфера, только содержание в ней кислорода мало, а давление на поверхности гораздо газа, слои которого находятся в постоянных вихреобразных движениях.
РЕЛАКСАЦИЯ
Предлагаю ребятам послушать мелодию «Космический цветок»
Рисунок 5 – Планета Марс
Юпитер — крупнейшая планета Солнечной системы, пятая по удалённости от Солнца. Диаметр Юпитера огромный -143 000 км. Несмотря на свои крупные размеры, Юпитер вращается очень быстро вокруг своей оси.
Рисунок 6 – Планета Юпитер
Сатурн.
Сатурн обладает заметной системой колец, состоящей главным образом из частичек льда, меньшего количества тяжёлых элементов и пыли. Характерные кольца есть не только у планеты Сатурн, но и на других планетах гигантах.
Уран. Это необычная планета видна в синих и зеленых цветах за счет поглощения водородом и метаном инфракрасного спектра. На поверхности Урана бушуют ветры с огромной скоростью до 600 км/ч, двигаясь по ходу вращения планеты.
Рисунок 8 – Планета Уран
Нептун. Эта планета подобна Урану, состоит из газа в основной состав которой входят вода, метан и аммиак. Именно от большой концентрации в атмосфере метана планета приобрела голубой цвет. Над поверхностью Нептуна простираются облака из аммиака и воды, а над ними плотный слой метановых облаков. Сама атмосфера обладает повышенной активностью, где мощные ветра дуют со скоростью 2000км в час, образуя огромные пятна размером с нашу планету.
Рисунок 9 – Планета Нептун
Плутон. Не смотря на свое нахождение в солнечной системе, слишком далеко расположен от Солнца и имеет совсем небольшой диаметр всего2320км,что в 2 раза меньше Меркурия.
Рисунок 10 – Планета Плутон
Еще раз показываю слайд с планетами солнечной системы.
-Что вы видите?
-Солнце и планеты.
Сколько планет входит в солнечную систему?
-В солнечную систему входит 9 планет.
-Какая самая большая планета?
-Юпитер.
-Какая самая маленькая?
-Плутон.
-Назовите планеты, которые запомнили.
-Ребята мы с вами рассмотрели планеты, но я хочу обратить ваше внимание на эти лини. Может, кто знает, что это за линии?
-Эти линии называются орбитами. Каждая планета имеет свою орбиту, по которой она движется вокруг солнца. Мы выяснили, что в солнечной системе 9 планет.
-А сколько орбит? Давайте сосчитаем.
-Всего 9 орбит.
Игра «Планеты по местам»
-А сейчас мы поиграем в игру «Планеты по местам» и смоделируем солнечную систему. Но сначала каждый возьмет карточку, на которой изображена цифра и возьмет соответственно «шапочку» под таким же номером. Под этой цифрой будут ваши планеты. Дети – планеты занимают свои орбиты. Пока звучит музыка дети – планеты беспорядочно будут передвигаться в «космосе». Музыка замолчит и по команде «планеты по местам» планеты занимают свои орбиты, соответственно цифре. У Саши №1 –Венера, и. т. д.
-И так ребята, что вы сегодня узнали?
-Что для вас было самое интересное?