МАРИЯ СОЛОМАХИНА
План тематической недели «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
1. познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»;
2. учить называть членов своей семьи : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
3. воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
4. способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
*Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций по теме «Моя семья».
Публикация «План тематической недели „Моя семья“» размещена в разделах
- Моя семья. Тематическая неделя
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Планы
- Темочки
*Заучивание стихотворения «Моя семья» (пальчиковая игра).
*Беседы «Моя семья», «Моя бабушка», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила поведения за столом», «Как я помогаю дома».
*Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Чтение русских народных сказок.
*Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери», дидактических – «Чья мама?» и театрализованных игр – «Колобок».
*Лепка «Угощение для бабушки». Рисование «Подарю цветочек маме».
* Папки-передвижки на темы: «Поиграй со мною, мама», «Семейный выходной».
*Выставка детских работ.
*Физкультурное развлечение
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
1. Формировать умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи. 2. Создание игровых, проблемных ситуаций, способствующих расширению знаний о семье. 3. Создание условий для развития представлений о своем внешнем облике, гендерных принадлежностей. 4. Формирование умения говорить о себе в первом лице.
• Внести атрибуты для сюжетной игры «Вот как я стираю, маме помогаю» Цель: расширение представлений о способах стирки белья, навыки аккуратной работы.
• Познавательное развитие «Приключения в комнате» Цель: продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры и паласы, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Воспитывать уважение к маме и желание помогать ей
• Худжеств. эстет. развитие (изо) «Украсим тарелочку для мамы» Цель: развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы декоративные композиции из геометрических форм, чередуя их по цвету.
• Создать условия для
• С/р. Игры «Дочки-матери» Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
• Беседа «Кто я?» Цель: формирование представлений о взрослых и сверстниках, об особенностях их внешнего вида.
• Беседовать с ребенком на тему «Папа, мама, я – дружная семья», «Лучшая семья0моя», «Семья-здоровый образ жизни»
• Чтение колыбельной «Сказка о глупом мышонке» Цель: познакомить с назначением колы-бельных и некоторыми особенностями содержания и формы (помощники мамушек — кот и гуленьки, ласковые обращения к детям). Поощрять участие детей в исполнении колыбельных в игровых ситуациях.
• Игра-разминка для пальчиков «Пирожки»
• Создать условия для с/р игры «Детский сад»
• Д/и «Разложи картинки по порядку»
• Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
• Ждем кукол с прогулки
• Цели: дать представление о сюжетной логике игры: приготовление обеда для куклы - приход куклы с прогулки - кормление обедом; учить действовать в воображаемой ситуации; учить применять предметы-заместители, условные действия и воображаемые предметы; приобщать к импровизации в игре
• Игра –инсценировка «Мама лишь одна бывает» Цель: показать значимый для ребенка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; вовлекать в игровую ситуацию
• Создать условия для с/р игры «Дом» Ц Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
• Беседа : «Если малыш поранился»
• Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.
• Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки. Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …
• Игра на гармонизацию отношений «Назови меня ласково» для укрепления психологического комфорта в группе.
• Учить детей называть своё имя и фамилию.
• Создать условия для с/р игры «Семья» Цель: развитие умения выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
-дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; воспитывать уважение к родным
• Беседа :"Как мы отдыхали в выходные дни".
• Д. и «Расскажи о членах своей семьи»- закреплять умение называть имена членов семьи.
• Инд. работа по развитию связной речи «Моя семья»
• Ситуативный разговор «Как надо встречать гостей».
• Рассматривание иллюстраций в альбомах «Семья», «Дом»
• Предложить родителям сделать страничку для обще группового альбома «Отдыхаем вместе с детьми», используя семейные фотографии
• ПОЗНАНИЕ (ФКЦМ) «Семья» - учить правильно определять членов семьи на фото, рассказывать про них; воспитывать уважение к родным.
• Чтение К. Чуковский: «Я один у мамы сын».
• Проблемная ситуация «Мама заболела»- формирование стремления к соблюдению моральных норм (взаимопомощь, забота, воспитания уважительного отношения к родителям.
• С/р и. «Семья».
• Беседа «Ласковые имена моих близких людей» Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.).
• Ситуативный разговор «В гости к бабушке».
• Ситуативный разговор «Почему нужно знать фамилию, имя и отчество родителей».
• Беседа о членах семьи «С кем ты приходишь в д/с».
• Ситуативный разговор «Моих близких зовут.»
• Выставка рисунков на тему «Моя семья»
• КОММУНИКАЦИЯ «Описание семьи». Чтение: «Как Маша стала большой»
• Папка-передвижка: «Воспитание в семье».
• Чтение: Е. Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки»
• Индивидуальная работа «Волшебные и ласковые слова».
• Ситуация: «Почему бабушки и дедушки очень рады, когда им помогают внуки?»
• Беседа: «Что я знаю о себе»-формировать умение отвечать на вопросы, задавать их.
• Ситуативный разговор о правилах поведения за столом
• Игра –тренинг «Я потерялся» - упражнения для поиска оптимального поведения в экстремальной ситуации.
• РИСОВАНИЕ «Моя семья»
• Беседа : «Я похож на маму (папу)» - учить составлять рассказы из личного опыта
• Игровая ситуация «Помогаем маме» - соблюдение правил безопасности при организации домашнего труда.
• Игровая ситуация «У меня дома живет кот (собака)» - соблюдение правил обращения с домашними животными
• Развлечение: «Папа, мама, я – спортивная семья» .
• Выставка семейной газеты "Моя семья".
СТАРШАЯ ГРУППА
1. Формирование интереса к семье, членам семьи. 2. Расширение знаний о профессиях членов семьи. 3. Расширение гендерных представлений, воспитание в мальчиках представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно от-носиться к женщинам.
• Беседы: «Что я знаю о своих родных» Ц. : Побуждать детей более широко и творчески использовать в практике знания о своей семье.
• Рассматривание семейных фотографий и альбомов Цель: формировать представление о семье
• «Оденем Машу на прогулку» Игры с бумажными фигурками. Цель: из бумажных фигурок составлять семью («Это папа, мама, дети»). Устраивать комнату для семьи.
• Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. «Семья» (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи). «У нас гости» (посуда, угощения, «Путешествуем семьей» (фотоаппараты, бинокли, деньги, карта маршрута, палатка, головные уборы и др.);
• Познавательное развитие "Моя семья" Задачи: Образовательные: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека. Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь -доказательство. Формировать навыки применения диалогической и монологической речи. Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью. (приложение)
• «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице» - рисование. Программное содержание: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать предметы на листе соответственно содержанию. Упражнять в рисовании контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.
• Слушанье песен о членах семьи. Разучивание стихов, на семейную тематику : «Посидим в тишине» Е. Благининой
• «Составь семью из картинок». Детям предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их. (Составь семью, разместив на листе только самых близких членов своей семьи, тех кто живёт с вами в одной квартире)
• Сюжетно-ролевая игра «Семья» («Накроем стол к обеду»)
• Физ. Минутки «Семейная зарядка»(приложение)
• Беседа- разговор с детьми «Кто есть в моей семье» Цель: продолжать формировать представления о членах семьи
• Д/ игра «Чьи это вещи?» Цель: закреплять представления о личных вещах членов семьи.
• Книги для чтения и рассматривания, иллюстрации и картинки «Семья», репродукций, фотографий с изображением различных семей, альбом «Моя семья».
• Рассматривание картины «Моя семья». Цель: знать и называть родственные отношения (кто есть кто в семье)
• Беседа «Что такое семья?»
• Дидактическое игра «На кого я похож?»-формировать интерес к своей родословной.
• чтение Р. Миннуллин «Ох, уж эти взрослые». Постепенно приучать вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, определять его тему и основную идею;
• упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
• Ручной труд: Составление и оформление книжек- малышек «Моя семья» Цель: формировать представление о семье
• Строительный материал, бросовый материал, для создания «Дома для семьи».
• изготовление фотоальбомов с семейными фотографиями ( по видам деятельности: мама готовит обед, стирает, папа ремонтирует, ведет машину и т. д.);
• Этюд «Утреннее фото»(приложение)
• Беседа «Бабушка рядышком с дедушкой» Цель: вызвать интерес к своей родословной.
• Д/ игра «Какие слова ты скажешь бабушке и дедушке, когда придешь к ним в гости» Цель: углубить знания о своей семье, воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.
• Речевое упражнение «Футбол»(приложение) формировать представление о понятии «семья», о родственных связях, взаимоотношениях, обязанностях членов семьи, как о людях, которые живут вместе
• изготовление совместно с родителями книги волшебных слов «Добрые слова»
• Речевое развитие «Моя семья» — составление рассказов. Цель: понимать, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.
• Игра на гармонизацию отношений «Назови меня ласково» для укрепление психологического комфорта в группе
• Д/и «Мамины профессии» (приложение) активизировать и обогащать словарь: семья, бабушка, дедушка, папа, мама, сестра, брат, дядя, тетя., сын, дочь, родственники, убирает, моет, пилит, шьёт, делает уроки, заботливые, внимательные, герб семьи.
• Дидактическая игра. «Семейное древо» Цель:Состав многопоколенной семьи : бабушки, дедушки, мать и отец, дядюшки и тетушки, дети – братья и сестры.
• Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»-учить детей эмоцио-нально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); осмысливать значение образных выражений.
• «Назови ласково»
• Внесение в уголок книги для рассматрив ания иллюстраци и с изображени ем семьи, людей разных профессий.
• Разучвание пальчиковой игры «Наша семья»
• Беседы «Мои братья и сестры»(с использованием фотографий) Цель: углубить знания детей о своей семье, воспитывать уважение и любовь к близким.
• Словесная игра «Какие мои братья и сестры» (ласковые, добрые, веселые, умные) Цель: воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.
• С/ ролевая игра «Дочки- матери» Цель: способствовать развитию игрового замысла
• Рассматривание репродукций картин на тему «Мать и дитя»
• Организация фотовыставки: «Семейные традиции»; «Мама и я- счастливые мгновения»
• ДРЕВО СЕМЬИ. Сделай сам картину-аппликацию "СемьЯ
• Д/и «Давайте справедливо распределим обязанности
• В. Осеева «Сыновья»
• Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка
• С/ ролевая игра «Дочки- матери» Цель: углубить знания о родственных отношениях, воспитывать уважение к матери.
• Хозяйственно- бытовой труд (дома) Вместе с мамой сделать уборку в своей комнате.
• Настольно-печатная игра «Моя квартира»
• Оформление книжки- малышки «У меня есть брат (сестра)» Цель: воспитывать чувство гордости за своих родных.
• Изготовление семейной газеты «Мы отдыхаем»
• Разучивание «Кто живёт у нас в квартире?»
• Словесная игра «Кто есть кто?» Цель: углублять знания детей о своей семье, воспитывать любовь к членам своей семьи
• Конструирование: «Мебель для дома». учить создавать коллективную постройку из крупного строительного материала, договариваться по ходу выполнения работы; развивать чувство взаимопомощи.
• Сюжетно -ролевые игры «Семья», «Кафе» Знакомить детей с правилами столового этикета. Воспитывать умение вежливого общения друг с другом
• Конспект занятия по лепке из соленого теста в старшей группе «СЕМЕЙНОЕ ДЕРЕВО» Программные задачи: продолжать учить детей работать с тестом, передавать форму, строение, характерные части дерева. Совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Семейное дерево». Закреплять приемы раскатывания теста между ладонями, расплющивания. Развивать композиционные умения – правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами. Продолжать воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи
• Ситуат. разговор: «Мои обязанности по дому»
• Беседа «Я и моя семья»(с использованием генеалогического древа семьи) Цель: вызвать интерес к своей родословной.
• рассмотреть альбомы с фотографиями ребенка формировать представления ребенка о себе и своем социальном статусе
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1. Закреплять представление детей о родственных связях, о благополучной дружной семье. 2. Формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях. 3. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. 4. Воспитывать интерес к истории своей семьи. 5. Помогать ребенку в сознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
• Беседы: «Что я знаю о своих родных?», «С кем я живу», «Есть ли счастье без семьи?», «Обязанности в семье», «Милая мама моя».
• Рассматривание семейных фотографий. Проведение интервью «Семья глазами ребенка (запись рассказов детей на диктофон).
• Коммуникативная игра «Родители и дети».
• Специальное моделирование ситуаций общения: Телепередача «Моя семья».
• Свободное общение: «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем всей семьей».
• Рассматривание и обсуждение с детьми «Генеалогического древа» семьи.
• Рассматривание картин и выполнение заданий в тетрадях: «Как мы с мамой делали заготовки на зиму», «От рождения и дальше».
• Решение проблемных ситуаций: «Один дома», «Хорошо-плохо».
• Создание в группе альбома «Я и мои близкие».
• Конструирование «Дом моей мечты
• Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье. Отгадывание загадок. Чтение произведения С. Михалкова «А что у вас?», В. Осеева «Сыновья», «Печенье», Л. Толстой «Старый дед и внучок», А. Барто «Помощница», «Большая семья», «Вовка- добрая душа».
• Беседа «Увлечение членов моей семьи» (вязание, коллекционирование и др)
• Рассматривание иллюстраций по теме «Семья».
• Дидактические игры «Настроение моих родных», «Угадай профессию».
• Обыгрывание ситуаций: «Бабушка устала», «Братик ушибся».
• Дидактическое упражнение «Дружная семья».
• Упражнение тренинг «Угощение».
• Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Путешествие с моей семьей».
• Беседы «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».
• Игра –пантомима «Помогаю взрослым.
• Дидактические игры и упражнения: «У нас порядок», «Все по своим местам».
• Аппликация «Портрет моей семьи».
• Рисование «Мы с мамой улыбаемся», «Мой знак по гороскопу». «Как я спал (а, когда был (а) маленьким».
• Лепка (пластилинография) «Букет для моей семьи».
• Оригами «Дедушка и бабушка».
• Слушание песен:«Младший брат» (С. Николаева, «Песенка про папу»
• (В. Шаинский, М. Танич); «Родительский дом» (В. Шаинский, М. Рябинина).
• Разучивание частушек тематического характера.
• Разучивание «Песни мамонтенка» (В. Шаинский, Д. Непомнящая).
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
• Словесная игра «Неоконченные предложения».
Книжный уголок:
• Книги для чтения и рассматривания:
• Р. Газматов «Мой дедушка».
• С. Михалков «А что у вас?».
• Ю. Яковлев «Мама».
• Л. Васильева-Гангнус «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами твоей семьи».
• В. Осеева «Сыновья», «Печенье».
• Л Толстой «Старый дед и внучок».
• Грузинская народная сказка «Младший брат».
• Татарская народная сказка «Три дочери».
• Д. Габе «Моя семья».
• А. Барто «Помощница», «Большая семья».
• З. Александрова «Бабушка».
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
• «Семья»(новоселье, покупка мебели, обустройство комнат разного назначения).
• «Путешествие с семьей в другую страну»;фотоаппараты, бинокли, карта маршрута.
• Игровые атрибуты для игр-спутников «Кафе», «Поликлиника», «Магазин».
Центр продуктивных видов деятельности:
• Подборка праздничных открыток посвященных Дню матери; материалы и инструменты для самостоятельного изготовления поздравительных открыток для мам.
• Репродукции картин с портретами «Семьи».
• Книжки-раскраски тематического характера.
Центр строительно-конструктивных игр: Строительный материал, бросовый материал для создания «Дома моей мечты».
• Участие в оформлении выставки «Творчество наших мам».
• Участие в оформлении стенгазеты «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
• Совместная работа детей и родителей по составлению генеалогического древа.