Заркуа Алена
План работы по самообразованию «Настольные игры как средство обогащения и систематизации представлений об этикете»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком.
Публикация «План работы по самообразованию „Настольные игры как средство обогащения и систематизации представлений об этикете“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Настольные игры своими руками
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Опыт работы в детском саду показал: дети правила поведения отлично и быстро усваивают, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Как сделать так, чтобы общение на самом деле было приятным и полезным, а поведение не вызывало у окружающих отрицательных эмоций?
Актуальность выбранной темы
Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в
другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность. Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров, найти взаимопонимание. Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредственными побуждениями. Наблюдаются проявление негативного, равнодушного поведения к другим (сверстникам, близким взрослым). Слабо сформирована культура поведения за столом. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятный для приобщения детей к этикету.
Тема: «Этикет. Культура поведения».
Цель: формирование у детей нравственных качеств: культуры общения, уважения, умение вести себя среди людей, жить в обществе, воспитание нравственной культуры.
Задачи:
• Образовательные:
- познакомить детей с азами этических норм;
-учить использовать «специальные слова» в речевом общении;
-помочь освоить нормы этикета;
- познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола.
• Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
• Развивающие:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
За основу своей работы мы берем три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.
Прогнозируемый результат:
• ребё нок: испытывает желание заниматься деятельностью, проявляет качества заинтересованного партнёра, эмоционального, умеющего критически оценивать поступки, охотно проявлять свои навыки и умения в жизни;
• родители: возрос интерес к совместной деятельности по вопросам развития культуры общения и поведения. В семье больше уделяют внимания нравственному становлению личности детей. Активно принимают участие в совместных мероприятиях (выставках, праздниках, досугах).
Наглядные методы: рассматривание столовых приборов, фотографий, слайдов; картотека в картинках «Правила поведения в детском саду».
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, разгадывание загадок, обобщающая беседа.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, игры-инсценировки, игровых ситуаций игры – упражнения.
Перспективный план
Месяц Формы работы Практический выход
Сентябрь 1. Познакомить детей с пословицами, поговорками, стихами и песнями о дружбе, доброте, друзьях. Подготовить альбомы и папки-передвижки с пословицами, поговорками, стихами.
2. Ситуации: «Будь опрятным», «Мы в детском саду»,
«Помогаем взрослым»
3. Беседы: «Путешествие по нашему краю»
4. Дидактические игры и упражнения : «Моя мама», «Продолжи», «Хорошо и плохо»
5. НОД: «Мой город»
6. Чтение: А. Барто «Помощники»,
С. Михалков «Недотепа»
7. Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад», «Семья».
8. Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций на темы: «Уроки вежливости и этикета»,
«Наше настроение»
9. Труд: Помочь малышам одеться на прогулку,
помочь взрослым в уборке листвы на участке.
10. Оформление стенда: «Этикет для малышей»
Октябрь 1. Ситуации: «Будь скромным», «Взрослые отдыхают»
2. Беседы: «Зачем человеку дом»
3. Дидактические игры и упражнения : «Я хороший», «Подари подарок»,
«Покажи жестом»
4. НОД «Бабушки и дедушки рядом с нами»
5. Чтение: Б. Житков «Как я ловил человечков»,
С. Маршак «Урок родного языка»
6. Сюжетно-ролевые игры : «Автобус», «Кафе»
7. Рассматривание иллюстраций, фото, рисунков на тему: «Помощь пожилым людям, взрослым,
малышам»
8. Работа с родителями : Консультация:
Выставка рисунков: «Секреты воспитания вежливого ребенка»
«Очей очарованье» (совместное творчество)
Ноябрь 1. Наблюдения: «За дорогой, пешеходами, прохожими
на улице»
2. Труд: «Мытье игрушек», «Помощь малышам в
уборке игрушек на участке»
3. НОД «Будем вежливы»
4. Дидактические игры и упражнения : «Имя – движение», «Изобрази настроение»,
«Подари камушек»
5. Чтение: С. Маршак «Дети нашего двора»
6. Рассматривание иллюстраций, фото, рисунков на темы: «Ситуации на дороге», «Поведение на улице»
7. Работа с родителями : оформление родительского уголка
Совместное мероприятие: «Играем с детьми дома» (уроки доброты)
«День Матери»
Декабрь 1. Ситуации: «Я и взрослые», «Встречаем праздник»
2. Беседы: «Уважай труд взрослых»,
«Как бы ты поступил»
3. Дидактические игры и упражнения : «Чудесный мешочек», «Угадай, кто это»,
«Узнай друга по голосу»
4. НОД «Пригласительная открытка на елку»
5. Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что
такое плохо»
6. Сюжетно-ролевые игры : «Столовая», «Театр»
7. Рассматривание иллюстраций, фото, рисунков на темы: «Как вести себя за столом»,
«Умей прийти на помощь»
Январь 1. Ситуации: «Как принимать и дарить подарки»,
«Как вести себя в гостях»
2. Беседы: «Праздники в нашей семье»
3. Дидактические игры и упражнения : «Защитники девочек», «Пойми меня»,
«Комплименты»
4. НОД «Будем вежливы»
5. Сюжетно-ролевые игры : «Мы – артисты», «Парикмахерская»
6. Наблюдения: «За выступлением артистов, телеведущих
с экранов ТВ»
7. Работа с родителями : совместный труд «Сооружение снежных построек на участке»
Февраль 1. Ситуации: «Путешествие по маршруту добрых дел»,
«Говорим по телефону»
2. Беседы: «Мальчики – будущие мужчины»
3. Дидактические игры и упражнения : «Что я умею делать лучше бабушки и
дедушки», «Придумай…фамилию»
4. Спортивное развлечение: «А ну-ка, мальчики»
5. Чтение: С. Иванов «Хорошо или плохо», Р. Погодин
«Просто история»
6. Сюжетно-ролевые игры : «Армия», «Солдаты»
7. Рассматривание иллюстраций к книгам, рисунков и фото на темы: «Уроки этикета», «Наша Армия», фото
пап и дедушек.
8. Работа с родителями : консультация «Воспитываем добротой»
Март 1. Ситуации: «Учимся знакомиться»
2. Беседы: «Почему нужно ухаживать за зубами»,
«Правила для всех»
3. Дидактические игры и упражнения : «Назови ласково», «Скажи ласково»,
«Давайте познакомимся»
4. НОД: «Чем порадовать маму?»
5. Чтение: В. Железняков «Рыцарь», А. Барто
«Вовка – добрая душа»
6. Сюжетно-рлевые игры : «Спасатели»
7. Наблюдения: «За работой медсестры»,
«За работой дворника»
8. Работа с родителями : совместный показ театрализованной деятельности
Апрель 1. Ситуации: «Мы пришли в магазин», «В кабинете у врача»
2. Беседы: «Как вести себя в магазине», «Мои поступки»
3. Дидактические игры и упражнения : «Найди себе пару», «Обратись с просьбой»
4. НОД: «Кого можно назвать другом?»
5. Чтение: С. Михалков «Дядя Степа», В. Осеева
«Печенье», «Отомстила», «Три товарища»
6. Сюжетно-ролевые игры : «Больница», «Магазин», «Встречаем гостей»
7. Рассматривание иллюстраций к книгам, фото, рисунков на темы: «Как вести себя за столом», «Как сервировать
стол», «Ты пришел в гости»
8. Фотовыставка: «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили»
9. Работа с педколлективом : творческий отчет Презентация на тему: «Нравственное
воспитание и формирование культуры
поведения детей старшего дошкольного
возраста»
Май
1. Ситуации: «В кино», «В театре»
2. Беседы: «Правила на всю жизнь», «Почему с
жадным никто не дружит»
3. Дидактические игры и упражнения : «Так-не так», «Угадай настроение»,
«Объясни поступок»
4. НОД: «Разговор по телефону»
5. Чтение: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»,
Е. Благинина «Если был бы я девчонкой»
6. Сюжетно-ролевые игры : «Театр», «Зоопарк»
7. Рассматривание иллюстраций к книгам, рисунков, схем на темы: «Как вести себя в театре», «Мы пришли в
зоопарк», «Правила этикета для девочек и
мальчиков»
8. Работа с родителями : оформление родительского уголка «Роль природы в нравственном воспитании
ребенка»
Список литературы
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991.
5. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.
6. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007.
7. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007.
8. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007.
9. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2006.
10. Насонкина С. «Уроки этикета». – СПб. : Акцидент, 1998
11. Пушникова В. «Этикет для маленьких» - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
12. Федотова А. М. «Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников». Сфера. 2014.
13. Черенкова Е. «Уроки этикета и вежливости для детей». - М., ДОМ. XXI век, 2006