Олеся Володченкова
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Родительская компетентность в вопросах речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе :
«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К. Д. Ушинский
Актуальность
Публикация «План-конспект родительского собрания в подготовительной группе „Родительская компетентность в вопросах речевого развития“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Актуальность обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Приоритетной работой в детском саду, является, прежде всего, развитие речи детей. Речь – основная форма общения. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным, неуверенным. Работа по развитию речи ребё нка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности : на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Не надо заставлять своего ребенка заниматься и ругать за плохо выполненную работу, а лучше заинтересовать его тем или иным заданием либо игрой, а в конце найти хорошо выполненный фрагмент в работе, пусть даже маленький, похвалив его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста и методов, приёмов её развития.
2. Проанализировать речевое развитие детей группы с помощью результатов педагогической диагностики образовательной области «речевое развитие».
3. Познакомить родителей с речевыми играми, способствующих развитию речи у детей.
4. Активизировать позитивный семейный опыт по проблеме речевого развития детей дома (домашние чтение художественной литературы)
Форма проведения: КВН
Участники: родители, дети, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
Предварительная работа:
1. Раздать пригласительные на собрание.
2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы.
3. Анкетирование родителей «О развитии речи вашего ребенка».
4. Создание памятки на каждого родителя «Как читать детям».
План проведения
1. Вступительный этап
2. Основная часть
3. Игровой практикум.
4. Подведение итогов собрания.
5. Составление рекомендаций: «Как читать детям»
6. Подготовить презентацию «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям».
Уважаемые родители!
Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи.
Презентация «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям».
Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям» (см. приложение).
Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей.
Развивать воображение, творческую активность, навыки совместного,творчества детей и родителей.
Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
Конкурсы
Конверты с фамилиями детских писателей, картинки с изображением пейзажа определенного времени года, атрибуты сказочных героев (маски волка, красной шапочки, азбуки и т. д., картинки с фразеологическим оборотом, ватман, карандаши, конверты с ребусами, картинки с изображением грибов.
Участие в игре.
«Любознательные,
активные», «эмоционально отзывчивые», «овладевшие средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способные решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту»; приобщение семьи к физкультуре и спорту; создать эмоционально – положительный настрой в процессе совместной деятельности
3. Заключительный
Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.
Составление рекомендаций «Как читать детям»
Предложения, обсуждения.
. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста и методов, приёмов её развития.
А сейчас предлагаю поиграть в КВН.
Литературный КВН.
Родители и дети делятся на две команды, чтобы в каждой были и взрослые и дети. Воспитатель предлагает командам придумать названия,объявляет состав жюри.
КВН «Русский язык».
Конкурс №1. «Литературный». Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей (С. Маршак, .С. Михалков, З. Александрова.
Побеждает команда,назвавшая больше фамилий.
Конкурс №2. «Книголюбы». Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны назвать известные произведения этого писателя.
Конкурс №3. «Поэтический». Команды получают по картинке – пейзажу с изображением определенного времени года. Участники читают стихи. Оценивается выразительность чтения.
Конкурс №4. «Драматический». Команды получают атрибуты сказочных героев (маски волка,зайца,красная шапочка, азбука и тд.)
Конкурс№5. «Загадка - отгадка». Воспитатель демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться,назвать этот оборот и объяснить его значение.
-Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу –попасть в нелепую ситуацию).
- Папа ведет сына не за руку, а за нос. (водить за нос –тянуть время,обманывать)
- На лице девочки очень большие губы (надуть губы - сильно обидеться) - На голове у человека снежный сугроб. (как снег на голову – неожиданное появление).
- Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (ворон считать –тратить время зря).
-Мальчики растягивают резиновый шпагат. (тянуть резину – терять время).
Конкурс №6. «Капитанов». Капитаны команд получают конверты с заданием изобразить на листке ватмана значения многозначных слов. (кисть -винограда, руки,кисть шали,художественная кисть,
ключ (от замка, родник,скрипичный,
Язык (у колокола, пламени,человека).
Конкурс №7. «Ребусы». Командам предлагаются конверты,в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать : 40 А (сорока,100 Л (стол, По2Л (подвал, 3Буна (трибуна). Картинки:3 кота +Ж (трикотаж). лес + ник (лесник, рука +ва (рукава, рыба+к (рыбак).
Конкурс №8. «Грибное лукошко». Ребенок читает стихотворение.
Нет, грибные имена непонятны для меня!
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки.
Не кричат: «Опять!» опята!
Не бодаются козлята!
У лисичек нету шубки.
Как узнать, чьи это шутки?
На столе лежат картинки с изображением съедобных и несъедобных предметов.
Дети одной команды выбирают картинки с изображением съедобных предметов, а дети другой команды- несъедобных предметов. Кто быстрее выберет свои картинки.
Конкурс№9. «Расскажем друг о друге». В конкурсе участвуют мамы и дети. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос : «Какая твоя мама?» (красивая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая, смешливая, единственная). Затем мамы дают характеристики своим деткам: мой ребенок - умный, веселый, озорной,послушный,красивый, добрый и т. д.
Жюри подводит итоги литературного КВНа, вручает награды победителям в конкурсах и медали за победу.
3. Подведение итогов собрания.
– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Анкета «О развитии речи вашего ребенка».
Уважаемые родители! Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы.
Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.
1)Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка?
2)По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты?
А. Отсутствие дефектов звукопроизношения.
Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов,употреблении предлогов. В. Высокий уровень развития связной речи : умение пересказывать тексты,использовать сложные предложения.
Г. Умение читать.
Д. Ваш вариант ответа.
3)Есть ли у вашей семьи дефекты звукопроизношения?
4)Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?
5)Обращались ли вы к логопеду?
6)Как вы считаете,может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие ребенка?
7)Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребенка?
8)Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить логопеда, воспитателя, преподавателя грамоты,учителя начальных классов?
9)Какие ещё вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?
Благодарим за сотрудничество!