Елена Нестерова
План использования логосказок в рамках фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематических средств языка
▼ Скачать + Заказать документы
План использования логосказок в рамках фронтальных заняий по формированию фонетико-фонематических средств языка в подготовительной логопедической группе.
Первый период обучения (сентябрь-ноябрь).
Логосказка «Хитрое приглашение». По мотивам хорватской сказки «Позвали осла на свадьбу».
Сидел звук А на солнышке и дремал. Вдруг прилетела ласточка.
Меня за тобой послали. Идем скорее на праздник!
Публикация «План использования логосказок в рамках фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематических средств языка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Планирование. Планы работ
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Почему это зовут тебя, а не меня, - спрашивает звук П, хотя я и нарядиться лучше тебя сумею, и повеселиться больше тебя люблю.
Наверное, им нужно, чтобы им пели, - отвечает звук А.
Задачи: дифференциация артикуляции гласных и согласных звуков; знакомство со звуком П.
Логосказка «Турнир в королевстве звуков».
Однажды королева звуков объявила королю о том, что она быстрее определит первый и второй звуки в слогах. Разгневанный король звуков велел организовать турнир, на котором будет определен умнейший. До поздней ночи состязались в знаниях король с королевой. Победителем стал…
Задача: анализ обратного слога.
Логосказка “Спор”.
Поспорили как-то звук (изучаемый на данном занятии) со звуком (изучаемым на данном занятии, что если они покинут свои места в слове, то гласный звук быстрее согласного займет его снова. Победителя в этом споре не оказалось. Долго бродили звуки вокруг слова, но не могли найти свои места. И только добрая волшебница смогла им помочь.
Задачи: закрепление понятий “гласный звук”, “согласный звук”; выделение начального согласного и последующего гласного и слова типа сумка, сани.
Второй период обучения (декабрь-март).
Логосказка “Ученик”. По мотивам индонезийской сказки “Кошка-учительница”.
Давным-давно тигр был очень глупым. Он носился по лесу с таким шумом, грохотом и звоном, что все звери успевали убежать.
- Какие звонкие звуки речи вам известны? Выберете среди звуков [Т], [Т’], [Д], [Д’] звонкие.
- Какой из данных звуков есть в слове ТИГР?
И вот тигр решил поучиться у своей подружки кошки. Та научила его бесшумно, тихо, глухо двигаться.
- Какие глухие звуки речи вам известны? Выберете среди звуков [К], [К’], [Г], [Г’] глухие.
-Какой из данных звуков есть в слове КОШКА?
Звери вскоре заметили, что тигра следует опасаться, и стали предупреждать друг друга о его появлении. И тигр вновь остался голодным. Тогда он подкрался к спящей кошке и прыгнул. Но она с быстротой молнии вскарабкалась на дерево.
- Это не честно, - зарычал тигр. – Ты должна была меня научить всему.
- Я поступила правильно, - ответила кошка. – А то бы ты съел меня, свою учительницу.
Давайте мы станем учителями тигра и научим его звонким и глухим звукам. Может быть это пригодится ему спастись от охотника и самому не стать добычей.
Задачи: закрепление понятия “звуки речи”; закрепление понятий “звонкий”, “глухой согласный звук”; дифференциация звуков [Т]- [Д], [Т’]-[Д’], [К]-[Г], [К’]-[Г’]; закрепление навыков выделение начального согласного из слова.
Логосказка “Почтение”. По мотивам латышской сказки “Лягушка и петух”.
Поздоровался звук [Ж] со звуков [Ш] :
Здравствуй тот, кто шипит лучше всех!
А звук [Ш] ему в ответ.
Здравствуй тот, кто жужжит громче всех!
Сразу видно почтенного мужа,- сказал довольный звук [Ж], - и к себе уважения требует, и другим его оказывает.
Задачи: автоматизация звуков [Ш], [Ж] в слогах, в словах; дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в произношении.
Логосказка «Разговор». По мотивам чукотской народной сказки «Медведь - лежебока».
Однажды повстречались звуки Р и Р.
Здравствуй, звук Р, что нового? Что-то тебя не слышно?
На днях спать залягу, - сообщил звук Р, - ведь скоро снег выпадет.
А когда же ты проснешься?
Весной. Я всю зиму решил проспать, как медведи.
А как же слова, в которых ты обязательно должен быть?
Стыдно стало звуку Р и он решил вернуться в слова.
(Дети выбирают слова со звуком Р).
Задачи: автоматизация звука Р в словах; определение позиции звука Р в слове; дифференциация звуков Р, Р в произношении.
Логосказка «Перепутанные звуки (второй вариант - слоги)».
Поселилась в королевстве звуков злая ведьма. Ведьма была очень злая и поэтому совершала дурные поступки. Никак не могла королева звуков выгнать ее из своих владений.
И вот однажды ведьма перепутала все звуки (слоги) в словах. Хаос воцарился в королевстве звуков. И только мудрая фея смогла помочь звукам занять свои места в словах и уговорила ведьму покинуть это королевство.
Задачи: закрепление навыка звукового анализа слова; закрепление навыка преобразования слогов в слово.
Третий период обучения (апрель, май).
Фрагмент логосказки «Незнакомка».
В стране звуков жизнь протекала тихо и размеренно. Все звуки были знакомы между собой и знали друг о друге все. Звук С мог рассказать о звуке З, а звук Ш о звуке Ж.
Однажды среди звуков появилась прекрасная незнакомка, никто ничего о ней не знал. Звуки были дружелюбны, любознательны и очень любопытны. Они очень хотели познакомиться с новым жителем своей волшебной страны.
Задачи: знакомство с новым звуком; закрепление понятий «звонкий», «глухой».
Фрагмент логосказки «Бал звуков».
В королевстве звуков был объявлен бал. Звуки должны были надеть свои самые лучшие наряды и предстать перед королем и королевой во всем своем великолепии. А королева придумала испытание: на бал попадет только тот звук, который сможет рассказать о себе.
Задание:
• выбрать сценический костюм заданного звука и украшения к нему определенного цвета (красного, синего, зеленого).
Задачи: закрепление понятия гласный звук, согласный звук, твердый – мягкий, звонкий – глухой.
Фрагмент логосказки «Королевский хор».
Однажды королева всех звуков решила выбрать самые поющие звуки для своего хора. Во дворец прибыло множество претендентов. Одни звуки шипели - Ш, другие жужжали - Ж, рычали - Р, свистели - С и звенели - З. Ни один из этих звуков не смог спеть. Ни один не подошел королеве звуков. Звуки отправились из дворца, согласившись с королевой, что петь не умеют.
Задачи: закрепление артикуляции звуков Ш, Ж, С, З, Р; дифференциация артикуляции гласных и согласных звуков.
Фрагмент логосказки «Чье место?».
Жили-были звуки в своих словах. Звук у жил в слове «лук», а звук а в слове «лак». (Звук о в слове «кот», звук и в слове «кит»). Надоело им сидеть на своих местах и решили они поменяться ими. А что из этого получилось, нам поведает королева звуков.
Задачи: преобразование слов путем замены одного звука; закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Фрагмент логосказки «Кто самый умный?». По мотивам сказки «Кто самый ловкий» народа хауса (Африка).
У царя было три сына. Царь захотел узнать, кто из них самый умный. Неподалеку от дворца жил мудрец, к нему и отправил царь сыновей. Старший сын, по просьбе мудреца, заменял звук а в конце слова на звук и. Средний добавлял звук и в конец слова. А младший слушал и запоминал ответы братьев.
Кто же из них самый умный?
Задачи: преобразование слов путем замены звуков; преобразование слов путем добавления звуков.