Марина Перцева
План адаптации в первой младшей группе «Вот оно какое, наше лето!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для успешной адаптации детей 1 младшей группы к условиям ДОУ.
План реализации проекта :
1. ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. постепенный набор детей в группы ;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
Публикация «План адаптации в первой младшей группе „Вот оно какое, наше лето!“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
5. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей 1 младшей группы в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Беседы.
Подготовительный этап:
1. Создание банка данных о воспитанниках.
2. Организационное родительское собрание.
3. Изучение литературы по данной теме.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Основной этап:
ИЮНЬ «Лето, лето, ты какого цвета?»
Слушаем звуки лета, рассматриваем краски лета, наблюдаем за сезонными явлениями природы, растениями и животным миром вокруг, рисуем палочкой на песке.
• Комплекс утренней гимнастики «Солнышко лучистое»
• беседа «Какого цвета лето?» ( обыгрывание стихотворений :В. Орлов «Почему лето короткое, И. Захарова «Лето»)
• пальчиковая гимнастика «Дождик», «Колокольчики»
• дидактические игры «Какого цветка не стало?», «Подбери серединку к цветку и бабочке»
• рисование «Какого цвета лета?»
• отгадывание загадок о природе
• подвижные игры «Солнечные зайчики», «Солнышко и дождик», «Медведь и пчелы»
• чтение сказки «Сказка про бабочку», рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок»
• игры с песком
ИЮЛЬ «Мы здоровье сбережем - поиграем и споем»
• Музыкально – игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий:
• дыхательные упражнения («нюхаем цветочки», «ветерок», «прогоняем Курицу»,
• пение знакомых песенок,
• игровой массаж («Киска», «Капуста», «Рельсы-шпалы»,
• ходьба босиком по массажному коврику,
• игры с водой («кораблики», «тонет-плавает», «наполни ведерко», с мячом,
• комплекс утренней гимнастики «Бабочки»,
• беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,
• пальчиковая гимнастика «Бабочка», «Жук», «Каля –маля»,
• дидактические игры «Выложи узор по схеме», «Геометрическая мозаика»,
• рисование «Ягоды в траве»,
• целевая прогулка по территории детского сада «Растения в нашем детском саду»,
• подвижные игры «С кочки на кочку», «Ловишки», «Догони бабочку»,
• чтение стихотворения К. Бальмонта «Комарики-мамарики»
• игра «Подскажи словечко» по стихотворению К. Чуковского «Елка»,
• обыгрывание потешек «Пошел котик на торжок…», «Кисонька-мурысонька»
. игры с песком
АВГУСТ «Замок строим из песка, Будет башня высока»
- Чтение стихотворений: «Нас сегодня ждет песочек…», «Ярко солнышко сияет», «Идут звери по дорожке».
- Разучивание песен: «Пирожок», «Я пеку, пеку, пеку…».
- Пальчиковая гимнастика: «Колобок».
Игры с песком:
- «Изготовление пирожков»
- «Рисуем палочкой на песке
В течение лета:
Работа с родителями
• Консультации родителей
• Изготовление поделок совместно с родителями на тему: «Летняя сказка»
Заключительный этап (30 августа)
Продукт деятельности:
• Стенгазеты для родителей.
• Выставка поделок «Летняя сказка»
Приложение 1.
Занятие по лепке на тему «Солнышко»
Цель занятия:
Учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.
Ход занятия:
Перед началом занятия необходимо подготовить основу – «солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре листа. Раздать детям заготовки.
Воспитатель: У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. Только оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что у солнышка нет лучиков.
Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем лучи.
Предложить детям нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз ил в сторону – так получится солнечный лучик.
Воспитатель: Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнцу много лучиков! Теперь оно светит ярко!
Предложить детям работать самостоятельно. Чтобы лучи получились длиннее, надо посильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку.
Приложение 2.
Занятие по рисованию на тему «Солнышко».
Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстрации, беседа.
Материалы: картинки солнышка, дождика, гуашь желтого цвета, кисточки, альбомы, салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать:
Круглое, теплое,
Красивое, доброе
Всем светит,
Всем греет,
Всех веселит,
Всем здоровья дарит.
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Правильно, ребятки, это солнышко (показывает картинку солнышка). Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик» (проводится игра включается веселая музыка).
Воспитатель показывает картинку солнышка и приглашает детей на прогулку, дети гуляют под музыку. По сигналу «дождик» (воспитатель показывает картинку дождика, дети прячутся под зонт) - игра проводится два раза.
Воспитатель: Вот и вновь появилось солнышко (читает стихотворение).
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое,
Доброе, лучистое
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали.
Воспитатель: Давайте улыбнёмся солнышку и пошлём ему воздушный поцелуй. Ребятки, а что можно сказать про солнышко. Какое оно? (показ образца солнца).
Дети: Доброе, ласковое, круглое, жёлтое.
Воспитатель: А теперь давайте нарисуем солнышко (дети садятся за столы). Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт гуашь, круговыми движениями рисует солнце на листе бумаги т. е. показывает приёмы изображения солнца). А теперь вы нарисуйте солнышко.
Дети рисуют. Воспитатель наблюдает за их работой, если необходимо помогает, задаёт вопросы, например: «Катя, какого цвета у тебя солнышко?»
Когда работа закончена воспитатель хвалит рисунки детей и приглашает на прогулку: «Вы хотите теперь посмотреть, как я умею рисовать солнышко на дорожке мелом?»
Приложение 3.
Физкультминутка – песня «Я на солнышке лежу»
2. Спеть детям «Песенку львенка и черепахи», сопровождая ее соответствующими движениями. Когда малыши хорошо запомнят текст и сопровождающие его движения, попросить их допевать пропущенные слова.
Я на солнышке лежу,
(медленно поворачивать голову из стороны в сторону)
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет.
(развести руки в стороны)
Носорог-рог-рог идет.
(ходить вперевалку)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
(приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Приложение 4.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики)
«Лучистое Солнышко»
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
(А. Барто.)
- Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.
Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
Ходьба в разных направлениях (10 с)
Бег по кругу (10с)
Ходьба по кругу (10 с)
Построение в круг.
Упражнение «Погреем руки на солнышке»
Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.
Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Спрячь ладошки»
Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.
Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Радуемся солнышку»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой). Дыхание произвольное.
Упражнение на дыхание «Вырастим большими»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)
Дети возвращаются в группу.
ИГРЫ
Прыжки под считалки:
Встаем лицом к лицу ребёнка, возьмем его руки в свои и начнем приговаривать считалку – небыстро.
Две хлопушки, два хлопка.
Холмик, деревце, овраг.
Испугали хомяка.
Выходи скорей, хомяк!
Ребёнок должен почувствовать ритм считалки и начать на носочках легко в такт прыгать. Держа ребёнка за руки, помогите ему почувствовать ритм, слегка поднимая его руки и опуская их. Через некоторое время позвольте ребёнку прыгать в такт без поддержки. А затем привлечь других детей: встать в круг и попрыгать под одну общую считалку всем вместе.
Топ-топ
Сначала проиграть считалку со своим ребёнком. Затем организовать для игры несколько детей. Дети стоят в кругу. Начинаем вместе топать и хлопать под считалку:
Топ-топ, кто идет?
Топ-топ, мы идем.
Хлоп-хлоп, кто несет?
Хлоп-хлоп, мы несем.
Колокольчик, позвони
Подвешиваем колокольчик на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Взрослый говорит, что колокольчик волшебный, его звон радует окружающих. Предлагает ребёнку дотянуться до колокольчика и позвонить в него. После освоения игры, привлекаем других детей. Выбираем активного ребёнка и, называя его по имени, предлагаем тоже позвонить. После того как ребёнок позвонил, хвалим его: какой ты молодец! Как высоко ты смог дотянуться! А теперь (выбираем ещё кого-нибудь) тоже позвонит. Спросите детей, как звенит колокольчик (динь-динь)
Потанцуй со мной
Сверху подвешиваем заводную погремушку («карусельку»). Заводя, предлагаем ребёнку потанцевать (покрутить кистью рук, приседать, покружиться – что сможет сделать ребёнок)- показываем, как это сделать. Под музыку «танцуем» вместе с ним. Когда игра освоена, вовлекаем других детей.
Дорожка для мяча
На песке взрослый палочкой рисует дорожку. Предлагает прокатить по ней мячик. Показывает, как это сделать. После того как ребёнок прокатил мяч, хвалит (как ловко, какой ты молодец, прямо по дорожке) и ловит его, посылая обратно и предлагая словить (а теперь я к тебе мячик отправлю по дорожке). После изучения игры со своим ребёнком, предлагает нескольким детям катать и ловить один или несколько мячей.
Закати мяч в ворота
Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии кубики из строительного материала, коробки из-под игрушек) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т. е. помещая детей все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние. Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком). Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по земле (полу).
После того, как игра освоена вашим ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей. Возможно использование нескольких мячей.
Мини-баскетбол
Предложите ребёнку забросить мяч в какую-нибудь емкость, находящуюся на земле (полу) - корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т. д.
Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч. После освоения игры ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей.
Езда по дорожкам
Начертить палочкой на земле «дорогу» и попросить ребёнка проехать по дороге машинкой, детской коляской. После освоения ребёнком игры вовлекайте других заинтересованных детей (кто ещё хочет поехать по дорожке, пусть едут друг за другом.
Молоток и колышки
Покажите ребёнку молоточек и возможные действия с ними. Например, поставив колышек в песок и придерживая его одной рукой, второй рукой - берет молоточек и сверху слегка ударяет по колышку несколько раз. Когда колышек войдет в песок до половины и будет держаться сам, взрослый убирает руку и забивает колышек в песок полностью. Помогите ребёнку освоить это действие. Предложите другие предметы, которые легко можно забить молоточком в песок.
Можно сопровождать действия с молоточком стишком:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Молоток мой лучший друг»
Чтобы заинтересовать детей этим действием, его можно немного продлить. Например, колышек забивается в песок не полностью. С его помощью в песке проделывается углубление, в которое можно «посадить деревце» (любой природный материал, который дети находят на прогулке).
После освоения игры ребёнком, привлекайте внимание других детей, включайте их в игру.
Секретик
Научите ребёнка делать «секретики» : выкопайте в уголке песочницы ямку, положите в нее фантики, кусочки разноцветной фольги, травинку или любую другую мелкую игрушку, накройте чем-нибудь (досточкой, тряпочкой) и засыпьте песком. Затем раскопайте и радостно «удивитесь» : «Вот какой у нас, секретик!» Предложите ребёнку самому сделать секретик, в случае затруднений, окажите необходимую помощь. Сделайте секретики с несколькими детьми.
Игра «Ку-ку»
В песочнице закапайте игрушку так, чтобы было видно более половины спрятанного. Спросите: Кто (что) там спрятался? Угадай! Давай вместе откопаем и посмотрим! Показывайте, как по чуть-чуть надо откапывать, чтобы можно было узнать игрушку. После освоения игры ребёнком, привлекайте к игре других детей, закапывая несколько фигур, для всех детей или, закопав одну фигуру, раскапывают несколько детей с разных сторон.
Игра «Поливайка - узнавайка»
В детскую леечку налить немного воды. Разровнять часть песка в песочнице. Расскажите какой песок : Песочек сухой, теплый. Он сыпется. Давай дадим песочку пить. Ребёнок поливает разровненный участок из леечки. Скажите: Какой стал песок? Мокрый, сырой, влажный, прохладный, липкий… Пусть ребёнок «напоит» несколько участков с сухим песком, предварительно его разровняв. После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей. Можно просить, чтобы дети разровняли песочек, при этом расскажите какой песок, затем сами полейте и расскажите, какой стал песок, что из него можно сделать. Поиграйте сырым песком вместе: слепите «пирожки», формочки, горки…
Игра «Огород»
Предложите ребёнку игрушечные овощи. Ребёнок с помощью взрослого закапывает их не глубоко в песок. Спросите: Что ты посадил? Говорящий ребёнок отвечает, что он посадил. Если ребёнок ещё не говорит, вопрос задайте так: Ты морковку посадил? Ребёнок сигнализирует доступным способом о правильности вашей догадки или просто усваивает информацию. После освоения игры ребёнком, предложите поиграть нескольким детям. Давайте посадим огород! Что там растет? Называя других детей по именам, предложите «посадить» овощи, обязательно покажите, как это сделать: Надя, посади капусту, Света, посади свеклу… После «посадки» говорите каждому ребёнку, что он молодец. Спросите: что посадила Надя? (если ребёнок не может ответить, скажите за него, привлеките внимание детей к овощу и к ребё нку: посмотрите, Надюшка посадила нам капусту, а Света свеклу….Расскажите, для чего нужно выращивать овощи (чтобы сварить вкусный суп, с витаминами).
Игра «Кто там спрятался?»
Покажите ребёнку 1-2 яркие игрушки. Затем вместе с ребёнком одну закапайте. Спросите: Что там спряталось? Ребёнок (говорящий) отгадывает и раскапывает её. Если ребёнок ещё не говорит, закопав игрушку, спросите: где зайчик? После того, как он игрушку раскопает, скажите: вот он зайчик! После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей.
Игра «Муравей»
Сделайте не большую горку из песка и покажите, как там ползают муравьишки или просто наши пальчики. Начните делать норки пальчиками с разных сторон, встретившись пальчиками с ребёнком, выразите свою радость о встрече. После освоения игры ребёнком включайте в игру других детей. Дети руками, лопаточками (можно использовать сито, ведерочки, формочки) делают горку из песка, взрослый помогает. Затем предлагает поиграть в муравьишек, которым необходимо пролезть внутри горки (если ребёнок или кто-то из детей выражает тревогу по отношению к муравьям, можно предложить пролезть пальчикам). Дети с разных сторон заталкивают пальчики в песок и внутри встречаются пальчиками.
Игра «Куличики»
Покажите ребёнку как с помощью формочек делать куличики. Постряпайте куличики разных форм. После постройки вместе угадайте, что получилось или на что похоже. Проговорите вместе с ребёнком, предлагайте свои варианты ответов (а ещё похоже на) После освоения ребёнком игры, научите играть в куличики других ребят.
Игра «Рисунок на песке»
Ладонями вместе с ребёнком разровняйте «полянку» на песке. Полейте водой, вместе утрамбуйте «полянку». Возьмите не большую палочку, нарисуйте простую фигурку (кружок, солнышко). Пусть ребёнок отгадает, на что это похоже. Если ребёнок не говорит или не может отгадать, расскажите ему, что нарисовано. Разровняйте рисунок вместе с ребёнком и попросите ребёнка порисовать самому (по желанию). Обязательно похвалите. Спросите, что нарисовал ребёнок или отгадайте сами. Привлекайте к игре других детей. Полейте им большую «полянку» дайте палочки и попросите порисовать, обязательно покажите, как это делать. Спросите, кто, что нарисовал, похвалите каждого за рисунок, например, так: какая красивая картинка у Маши…Молодец Маша!
Иди ко мне
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется по желанию ребёнка. Подзывайте к себе всех детей по очереди.
Пришел Петрушка
Взрослый приносит игрушку Петрушку (или любую другую, рассматривает его с ребёнком. Петрушка гремит погремушкой (вместо погремушки могут быть коробочки с песком, крупой, звенящие игрушки и др, потом дает ребёнку погремушку. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. Привлекайте к игре нескольких детей, вместе устройте оркестр погремушек.
Ловим мыльные пузыри
Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал? Затем учит каждого ребенка ловить пузыри. Сначала можно проиграть только со своим ребёнком или с малым количеством детей, а затем со всеми.
Поезд
Взрослый предлагает поиграть в «поезд» : «Я – паровоз, а ты – вагончик, иди за мной!». Идут друг за другом, взрослый говорит «чух-чух… ту-ту». После освоения ребёнком игры, увеличьте количество «вагонов». Дети идут друг за другом. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чух-чух-чух». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Солнечные зайчики
Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить.
Подуй на шарик
На уровне лица ребенка подвешивается (или держим на веревочке) воздушный шарик. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем можно предложить дуть сразу нескольким детям. Показать, что вместе с другими детьми можно шарик сдуть быстрее. Поблагодарить детей за помощь.
Забава с «глазком»
Взрослый дает ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Объясняем: это наши очки, они помогают разглядывать. Подходим с «очками» к травинке, листику, камешку, игрушке… и показываем, как смотреть через «очки». Предлагаем ребенку посмотреть сквозь «очки» на свои пальцы, ноготки – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д. Через несколько дней включайте в игру других заинтересовавшихся малышей, сделав им «очки». Можно смотреть через сито для песка.
Игра с куклой
Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку, попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Куклу можно: переодеть, расчесать, умыть, уложить спать, покормить… Желательно действия сопровождать потешками, стишками. После освоения ребёнком игры предложите и другим детям куклы и поиграйте все вместе.
Водичка, водичка, умой кукле личико!
Чтоб смеялся роток, чтоб смотрел наш глазок!
Соберем игрушки
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Привлекайте к игре всех детей.
Мяч
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После освоения ребёнком игры попробуйте поиграть с другими детьми или со всеми вместе. Встав в круг вы имитируете движение (стук по мячику, проговариваете стишок, а дети прыгают в такт стишку.
Игра с собачкой
Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
После того как ребёнок ознакомился с игрой, предложите поиграть с собачкой всем детям. Участие принимают все заинтересованные в участии детки. Читайте стих и затем подходите с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагайте взять ее за лапу и поздороваться. Можно покормить собачку. Приносят вместе миску с воображаемой едой (в миску насыпать песок, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» Если детки боятся собачки можно использовать другую игрушку.
Кто в кулачке?
Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читаем стишок и вместе с ребенком выполняем движения:
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
После того, как ребёнок освоил игру, проводите её с большим количеством детей.
Игра с кистями рук
Выполняя движения, взрослый просит ребенка повторить их. Опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Разучите все действия со своим ребёнком, затем включайте в игру других детей.
Передай колокольчик.
Дети стоят полукругом (если в помещении, то можно сесть на стульчики). В центре стоит взрослый с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой). Если ребёнок не может выбрать, взрослый помогает.
Повтори за мной
Поиграйте в игру сначала со своим ребёнком, затем играйте все вместе. Играющие, становятся в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Взрослый сначала один, а через несколько занятий вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении и показывает, как это делать:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)