Светлана Тюлякова
Письмо об организации работы с детьми на прогулке, 1980 г.
Об организации воспитательной работы с детьми на прогулке
Из инструктивно-методического письма Министерства просвещения РСФСР от 17 тюля 1980г. №295-М
Программой воспитания в детской саду в примерном режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение 2-х прогулок продолжительность от 3 часов 30 мин. до 4 часов в зависимости от возраста детей. Изучение практики организации воспитательной работы на прогулке показывает, что это время при тщательной, продуманной подготовке педагога используется успешно для укрепления здоровья детей, их воспитания и всестороннего развития.
Публикация «Письмо об организации работы с детьми на прогулке, 1980 г,» размещена в разделах
Во многих дошкольных учреждениях РСФСР накоплен положительный опты создания оптимальных условий для организации разнообразной деятельности детей на участках дошкольного учреждения во время прогулок (игр, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и явлениях общественной жизни.
В целях совершенствования воспитательной работы с детьми на прогулке, наиболее эффективного использования этого времени для всестороннего развития детей необходимо:
Органам народного образования, методическим кабинетам при проверках дошкольн6ых учреждений систематически проверять состояние воспитательной работы с детьми на прогулке, повысить ответственность заведующих дошкольными учреждениями за максимальное использование времени прогулки в целях всестороннего развития детей.
Республиканским, краевым, областным, районным методическим кабинетам улучшить методическую помощь педагогическим коллективам дошкольных учреждений по вопросу организации и содержания воспитательной работы с детьми на прогулке, активизировать работу по обобщению, распространению и внедрению лучшего опыта.
Руководителям дошкольным учреждений принять необходимые меры к созданию условий, обеспечивающих организацию на участке содержательной, разнообразной деятельности детей, не допускать нарушения Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках. Особое внимание обратить на создание условий для организации прогулок с детьми ясельного возраста.
Систематически изучать работу воспитателей с детьми на прогулке, оказывать им методическую помощь в планировании содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью
Воспитателям дошкольных учреждений при планировании содержания воспитательной работы на утренней прогулке следует руководствоваться «Программой воспитания в детском саду», строго отбирать материал по содержанию, предусматривать равномерное чередование спокойной и двигательной, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: 30-35 минут спокойная, самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры). В это же время целесообразно предусмотреть наблюдения, направленные на создание у детей интереса к познавательной деятельности, умения сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. В это же время проводится работа по развитию связной речи детей, обогащению и активизации словаря.
С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, так как дети этого возраста быстро утомляются, внимание у них неустойчиво. В средней группе можно предусматривать знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры-поручения «Найди такой же», «Кто заметил?». В старших группах более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Спокойная деятельность должна сменяться подвижными играми с элементами спорта, спортивными развлечениями, трудовой деятельностью детей. Продолжительность этого периода прогулки должна быть 45-50 минут (с учетом возраста детей и времени года). В целях совершенствования движений детей целесообразно в этот период прогулки предусматривать проведение бессюжетных подвижных игр, в которых дети действуют с предметами, выполняют конкретные задания по движению, например, быстро пробежать между начерченными линиями, не задевая их, пролезть в отверстия снежной крепости, загнать снежок в лунку и др. В летнее время можно запланировать обучение детей езде на велосипеде, самокате, знакомство с правилами уличного движения, а в зимнее – скольжению по ледяным дорожкам, ходьбе на лыжах, катанию на санках, в старших группах – организации игр с элементами соревнования, таких, как игры-эстафеты на лыжах, санках с преодолением различных препятствий.
Определяя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
При этом следует помнить, что объяснение и показ воспитателя должны быть краткими и интересными, а задания не вызывать усталость, скуку, поэтому необходимо предусматривать смену движений, позы, нагрузки, соответствующей возрасту и возможностям каждого ребенка.
Дети младших и средних групп на прогулке в любое время года могут выполнять отдельные конкретные кратковременные поручения, а старшие – самостоятельно выполнять более сложные и длительные трудовые операции.
Затем дети опять возвращаются к спокойной самостоятельной деятельности, которая продолжается 3-35 минут (сюжетно-ролевые, строительные, дидактические и хороводные игры). Для повышения двигательной активности детей спокойная деятельность в этот период может сочетаться с выполнением физических упражнений, проведением упражнений коррегирующего характера по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата.
Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учетом конкретных условий дошкольного учреждения, времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, ели прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.
Начиная со средней группы с детьми должны периодически в определенной системе проводиться прогулки за пределы участка, которые оказывают большое влияние на расширение представлений детей об окружающей действительности, труде взрослых в сельском хозяйстве, на строительстве, транспорте и др. Содержание этих прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающей жизнью. Однако следует помнить, что нельзя перегружать детей наблюдениями, не нужно стараться сразу сообщать детям все о данном объекте, явлении. Но в то же время необходимо предусматривать сообщение детям элементов нового, что будет способствовать развитию интереса детей к знаниям. Организация этих прогулок требует от воспитателя тщательной продуманности и подготовленности.
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. В это же время также может предусматриваться труд и игра, проведение различного рода физических упражнений. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей. При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения. Воспитательная работа с детьми на прогулке должна быть тесно связана со всей воспитательно-образовательной работой детского учреждения