Яна Клименко
Перспективный план работы с детьми второй младшей группы по логико-математическому развитию с помощью блоков и палочек
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №20 г. Липецка
Перспективный план работы
с детьми второй младшей группы
по логико-математическому развитию
с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Подготовила
воспитатель:
Клименко Я. А.
Липецк, 2021
Месяц Тема занятия Задачи занятия Совместная деятельность с детьми вне занятий Оборудование
Публикация «Перспективный план работы с детьми второй младшей группы по логико-математическому развитию с помощью блоков и палочек» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Сентябрь 1. «Знакомство с палочками Кюизенера» Цель: Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
«Волшебный сундучок».
Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палочкам (предоставить возможность самостоятельно поиграть).
Упражнение: возьми в руку одну белую палочку, а в другую много.
Палочки Кюизенера.
2.«Раздели фигуры» Цель: Познакомить детей с признаком предмета – размер. Развивать умение группировать фигуры по величине. «Найди такой же». Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания.
«Познакомимся».
Цель: закреплять умение называть «имя» блока, используя его цвет, форму, размер.
2 комплекта блоков, 2 куклы: большая и маленькая.
3.«Разноцветные палочки» Цель: Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить на-звания основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.
«Помоги колобку». Цель: учить выкладывать мостик через реку из палочек белого цвета, закрепление белого цвета; развивать координацию рук; закрепить понятие «один-много».
Упражнение: положи колобку одну белую палочку, а петушку много.
Палочки Кюизенера.
4.«Найди фигуру» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». «Дорожки». Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».
«Угадай фигуру»,
Цель: закреплять умение группировать фигуры по двум признакам.
2 комплекта блоков, 2 обруча.
Октябрь 1.«Строим дорожки»
Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать уме-ние группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей ( использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.)- Развивать внимание, память, мышление.
«Мостик через реку». Цель: познакомить детей с понятиями «длинный – короткий».
Упражнение: положи такую палочку, чтобы колобок мог перейти через реку, к другу петушку. Аналогичное задание и для петушка. Какой мостик длинный, а какой короче?
Палочки Кюизенера.
2. «Разноцветные странички» Цель: Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету. «Заселим домики».
Цель: Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.
«Назови имя блока».
Цель: закреплять умение называть «имя» блока, используя его цвет, форму, размер.
3 домика с крышей красного, жёлтого, синего цвета. Блоки — жильцы.
3. «Поезд»
Цель: Закрепить название эталонов цвета, развивать комби-наторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать внимание, память, воображение.
«Для нашей мамы кошки поем мы на дорожке». Цель: развивать зрительное внимание, моторику. Закрепление цвета.
Упражнения: Составь поезд из розовых палочек. Посади в вагон столько пассажиров (белая палочка обыгрывается, как пассажир, сколько помещается. Сколько пассажиров в одном вагоне? Сколько в другом вагоне? Как можно сказать про вагоны? Они …. (одинаковые) Почему? Как можно проверить?
Палочки Кюизенера.
4. «Мышки – норушки» Цель: Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность. «Второй ряд». Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления.
«У кого, что?»
Цель: закреплять умение называть «имя» блока, используя его цвет, форму, размер.
Карточки с двумя полосками — коробки для печенья. Блоки Дьенеша -печенье. Поднос.
Ноябрь 1. «Чудесный мешочек»
Цель: Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. «Забор для Маши». Цель: знакомство с розовой палочкой, развивать умение сравнивать по длине; учить чередовать по цвету, развивать зрительное внимание.
«Колобок». Цель: дать детям представление о круге. Показать, что круги могут быть разных размеров (колобок, солнце); учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем; познакомить с понятиями «верху – внизу»; продолжать учить детей находить много палочек и одну; развивать умение выкладывать из белых палочек по контору фигуру – круг. Набор палочек Кюизенера, непрозрачный мешочек.
2. «Соберём урожай» Цель: Развивать
умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине, понимать слова «разные», «одинаковые». «Домино». Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые».
«Угадай фигуру».
Цель: закреплять умение группировать фигуры по двум признакам.
Блоки Дьенеша - фрукты. Корзинки.
3. «Найди и покажи»
Цель: Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.
Упражнение: положи много палочек на солнце, а одну палочку на колобка; выложи из белых палочек по контуру солнца круг.
Палочки Кюизенера.
4. «За грибами» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». «Найди фигуру».
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».
«Найди не такую фигуру».
Цель: закреплять умение группировать фигуры по двум признакам.
Блоки Дьенеша - монетки, грибы. Ведёрки. «Автобус» из стульчиков.
Декабрь 1. «Спрячь игрушку»
Цель: Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.
«Забор для Маши». Цель: знакомство с розовой палочкой, развивать умение сравнивать по длине; учить чередовать по цвету, развивать зрительное внимание.
Упражнения: возьми в правую руку белую палочку, а в левую розовую, назови их цвет; посади пассажиров (белая палочка) в розовый вагон (сколько).
Палочки Кюизенера.
2. «Раздели фигуры» Цель: Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме. «Кулинары». Цель: Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме.
«Продолжи ряд».
Цель: закреплять знание цветов, развивать логическое мышление, начать знакомство с геометрическими фигурами.
Картинки – изображения геометрических фигур с «мордашками». Блоки Дьенеша. 4 коробки.
3. «Построим заборчик»
Цель: Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.
«Кошки – мышки». Цель: учить детей различать и правильно называть круг и квадрат; развивать логическое мышление – подберите нужную палочку, чтобы спрятать мышку от кошек.
Упражнения: возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка – это число «один». Найди такую же и придвинь их близко к друг другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы такой же длины, какую имеют 2 белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка – это число «два», потому что она имеет длину, что и две белые.
Палочки Кюизенера.
4. «Второй ряд» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления. Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур». Цель: Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
«Укрась шарфик».
Цель: закреплять знание цветов, развивать логическое мышление, начать знакомство с геометрическими фигурами.
Карточки с двумя полосками. Блоки Дьенеша.
Январь 1. «Построим мостик»
Цель: Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера, закрепить понятия «длиннее», «короче», «оди-наковый» (равный) по длине, «шире», «уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Организовать коллективную сюжетно-ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.
«Мостик через реку». Цель: познакомить детей с понятиями «длинный – короткий»;
Упражнение: положи такую палочку, чтобы колобок мог перейти через реку, к другу петушку. Аналогичное задание и для петушка. Какой мостик длинный, а какой короче?
Палочки Кюизенера.
2. «Бусы в подарок кукле» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету). «Раздели фигуры». Цель: Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств.
«Составь узор».
Цель: закреплять знание цветов, развивать логическое мышление, продолжать знакомство с геометрическими фигурами.
Листы с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок. Блоки Дьенеша — бусинки.
3. «Дорожки для Матрёшки» Цель: Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с такими понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше чем. ;.», «больше чем.».
«Заюшкина избушка».
Цель: учить подбирать нужную палочку по размеру, развивать глазомер, моторику, внимание, интерес. Познакомить с голубой палочкой.
Упражнение: Составь поезд из голубых палочек. Посади в вагон столько пассажиров (белая палочка обыгрывается, как пассажир, сколько помещается. Сколько пассажиров в одном вагоне? Сколько в другом вагоне? (пассажиров поровну) Как можно сказать про вагоны? Они …. (одинаковые) Почему? Как можно проверить? (Способом приложения). Голубая палочка – это число «три», потому что она имеет длину, что и три белые палочки вместе.
Палочки Кюизенера, матрёшки.
4. «Чудесный мешочек» Цель: Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь. «Кто быстрее соберёт». Цель: Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине).
«Найди все фигуры, как эта».
Цель: Продолжать учить различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, куб, правильно называть их. Тренировать в умении группировать и чередовать предметы по форме.
Мешочек, блоки Дьенеша, драгоценные камни.
Февраль 1. «Угадай-ка» Цель: Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.
Упражнение: сделай лестницу из розовой, голубой, белой палочки. Назови какого цвета палочки внизу, на верху, в середине. Построй паровоз из голубой, белой, розовой.
Назови палочку впереди, сзади.
Палочки Кюизенера.
2. «Рыбалка» Цель: Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый — тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. «Домино».
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по толщине.
«Волшебный мешочек».
Цель: Формировать умения определять на ощупь предметы.
Два ведра. Блоки Дьенеша– рыбки.
3. «Разложи по цвету» Цель: Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (па-лочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. «На желтой дорожке угадай, чьи это ножки».
Цель: развивать умение ориентировать на листе бумаге, зрительный самоконтроль, умение чередовать по цвету и величине.
Упражнения: какая палочка самая маленькая? Покажите голубую палочку, розовую.
Назови цвет палочки №1, 2. 3.
Покажи не белую и не голубую. Какая? (называют).
Палочки Кюизенера.
4. «Поручения» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине). «Найди фигуру».
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».
«Чей коврик лучше?».
Цель: закреплять умение группировать и чередовать предметы по цвету.
Блоки Дьенеша. Обруч.
Март 1. «Один, много, ни одного»
Цель: Закрепить количественные представления один -много - ни одного. Развивать логическое мышление, внимание. «На лесной дорожке зайчишки трусишки: шапки одинаковы, разные штанишки».
Цель: учить определять предметы по контрастным признакам (большой - маленький, (день-ночь, (больше, чем); закреплять название цвета палочек; развивать умение выкладывать по образцу.
Упражнения: построй паровоз для зайчишек так, чтобы впереди стоял белый, а сзади розовый вагон. Построй пирамидку из голубой, розовой, белой палочки.
Палочки Кюизенера.
2. «Парные картинки» Цель: Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память. «Все в ряд».
Цель: Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание.
«Проведи дорожки».
Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине.
Блоки Дьенеша, два комплекта карточек с символами.
3. «Башенки»
Цель: Упражнять детей в установлении эквивалентности величины и цвета. Закрепить понятия "больше -меньше". Развивать внимание, память. Упражнение: покажи красную палочку, построй поезд из белой, розовой, голубой, красной. Посади в вагон столько пассажиров (белая палочка обыгрывается, как пассажир, сколько помещается. Сколько пассажиров в одном вагоне? Сколько в другом вагоне? Сколько пассажиров в белом вагоне, розовом, голубом, красном. Как можно сказать про вагоны? Они… (разные) Почему? А как можно проверить? (способом приложения)
Палочки Кюизенера.
4. «Игра-путешествие «В гостях у сказки» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. «Магазин».
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет, опираясь на карточки – схемы.
«Угадай фигуру».
Цель: Закреплять умение группировать фигуры по двум признакам.
Карточки с символами свойств (цвет, форма, величина). Блоки Дьенеша, кукла Маша, ведерки, корзинки, обручи.
Апрель 1. «Чья дорожка длиннее?» Цель: Продолжать учить сравнивать по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче. Развивать внимание, мышление детей. Упражнение: возьми такую палочку, как у меня в руках. (показывает) Какой цвет? (желтый). Возьмите ещё одну такую же палочку. Какие эти палочки? Они (одинаковые) Покажи и назови палочку короче желтой?
«Лестница для петушка» Цель: учить строить лестницу разными способами.
Палочки Кюизенера.
2. «Строители» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина, опираясь на карточки – схемы. «Кондитерская фабрика».
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина, опираясь на карточки – схемы свойств.
«Три медведя».
Цель: Формировать умение сравнивать и подбирать контрастные по величине фигуры, группировать и чередовать фигуры по размеру.
Карточки с символами свойств (форма, величина). Блоки – кирпичи. Машины для перевозки кирпичей.
3. «Сделай как я». Выкладывание по образцу простейших изображений (стул, домик, цветок) Цель: Учить детей выкладывать по образцу, слушать указания воспитателя. Развивать внимание.
Упражнение: построй поезд из белой, розовой, голубой, красной, жёлтой палочек. Сколько пассажиров можно посадить в белый вагон (розовый, голубой, красный, желтый?
«Чудесный мешочек».
Цель: достать любую палочку, посмотреть и назвать цвет.
Палочки Кюизенера, альбом с образцами.
4. «Садовники» Цель: Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина, опираясь на карточки — схемы свойств. «Кто быстрее соберёт».
Цель: Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет, опираясь на карточки – схемы свойств.
«Мишки в гостях у ребят».
Цель: Продолжать учить различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, куб, правильно называть их. Совершенствовать умение группировать и чередовать предметы по форме. Побуждать выделять геометрические формы в окружающих предметах. Карточки – символы (цвет, форма, величина). Обручи – клумбы. Блоки – цветы.
Май 1. «Конструирование
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ фигур» Цель: Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнение: построй для петушка широкую и узкую дорожку из желтой палочки; возьми по одной палочке каждого цвета (5шт, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости) и от высокой к низкой. Перечисли цвета слева направо и справа налево.
Упражнение: отбери палочки одинаково цвета и построй забор для утят, козлят, зверят, (используются маленькие игрушки). Палочки Кюизенера, альбом с образцами.
2. «Проказы шалунишки» Цель: Закреплять умение называть полное «имя» блока. Учить детей группировать фигуры по двум признакам (цвет – форма, цвет – размер, форма – размер) опираясь на схемы. «Разложи фигуры по домам».
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет, опираясь на карточки – схемы.
«Собери картинку».
Цель: развивать интерес к дидактическому материалу через составление изображений простейших предметов по образцу воспитателя Блоки Дьенеша.
3. «Игры – конструирование» Упражнять в различении и названии цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. «Помоги пчелке».
Цель: учить подбирать палочки в соответствии цвета, числа и величины. Развивать ориентировку на листе бумаги.
«Зайчишки трусишки».
Цель: закреплять навыки работать по схеме. Палочки Кюизенера, альбом с образцами.
4. «Игра-путешествие «В гости к мишке» Цель: Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина). «Выложи узор».
Цель: Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по их свойствам (величина, толщина, цвет, опираясь на карточки – схемы свойств.
«Чей коврик лучше?».
Цель: закреплять умение группировать и чередовать предметы по цвету. Блоки Дьенеша. Карточки. Машина из стульчиков. Корзинка. Обручи – клумбы. Игрушки: мишка, заяц, лиса. Стол – прилавок магазина. Волшебный мешочек.