Светлана Курочкина
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе (I часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Неделя Тема Цель Формы работы с детьми на занятиях и вне занятий
1-я неделя Занятие 1
«Что нас окружает?»
Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
1. Беседа о том, что создано природой, а что руками человека
2. Игра «Составь красивые постройки»
Публикация «Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе (I часть)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Психогимнастика «Добрые камешки»
4. Сюрпризный момент: встреча с волшебником
5. Игра «Путешествие на необитаемый остров»
6. Игра «Хорошо – плохо»
2-я неделя Занятие 2
«Воздух» Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь, мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними; формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе
1. Практическая работа «Есть воздух»
2. Этюд «Камень и почва»
3. Опыт «Свойства воздуха»
4. Этюд «Надуваем шар»
5. Опыт «Всегда ли воздух одинаков?»
6. Эксперимент «Игрушка прыгает с парашютом»
7. Опыт «Теплый воздух поднимается вверх»
8. Чтение: Дитрих А., Юрмин Г. «Почемучка», с. 99: «Откуда прилетел ветер?»
3-я неделя Занятие 3
«Воздух, вода и свет» Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений
1. Беседа
2. Игра «Ручеек»
3. Игры с водой
4. Обсуждение свойств воды и воздуха
5. Беседа о роли света в жизни человека и растений
6. Игра «Солнечные зайчики догоняют друг друга
7. Рисование свечой
4-я неделя Занятие 4
«Чистый воздух и вода – богатство страны» Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды
1. Беседа
2. Знакомство с глобусом
3. Чтение сказки «Спор»
4. Игра «Ручеек»
5. Беседа «Откуда в кране вода?»
Октябрь 1-я неделя Занятие 1
«Водоемы родного края» Учить грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания; воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоема, используя полученные ранее умения; развивать мелкую моторику рук.
1. Вводная беседа
2. Работа с картой области
3. Беседа
4. Игра «Кто это потерял?»
5. Физкультминутка «Лягушки»
6. Рисование «Гость из водоема»
2-я неделя Занятие 2
«Овощи и фрукты»» Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку
1. Рассматривание, обследование и описание плодов
2. Игра «Фрукты и овощи»
3. Распределение плодов по цвету
4. Распределение плодов по форме и вкусу
5. Загадки
6. Лепка овощей и фруктов
3-я неделя Занятие 3
«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?» Закрепить знания детей об овощных культурах, об их пользе. Сформировать представление детей о нитратах. Рассказать о том, в каких растениях они содержатся и какой вред приносят человеку. Дать представление о том, что нитраты можно удалить из овощей, и тогда они не будут опасны. Развивать логическое мышление.
1. Беседа
2. Игра «Вершки и корешки»
3. Рисование «Нитраты в овощах»
4. Загадки
4-я неделя Занятие 4
«Как звери к зиме готовятся»»
Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.
1. Вступительная беседа. Загадки
2. Рассматривание картин с изображением диких животных, летнего леса
3. Игра «Да – нет»
4. Беседа о лесе
5. Логическая задача «Что рассказал еж?»
6. Чтение рассказов В. Бианки «Мышонок Пик», «Готовятся к зиме», «Запасы овощей»
Ноябрь 1-я неделя Занятие 1
«Перелет птиц» Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.
1. Беседа о зимующих и перелетных птицах
2. Рассматривание иллюстраций
3. Пальчиковая игра «Полет птиц»
4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Птичья столовая», рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Появились синички»
5. Наблюдение на прогулке за птицами
6. Загадывание загадок
2-я неделя Занятие 2
«Человек – часть природы» Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.
1. Вводная беседа. Органы зрения
2. Гимнастика для глаз
3. Беседа «Органы слуха»
4. Чтение стихотворения «Уши» Э. Мошковской
5. Беседа о зубах
6. Игра «Полезные – неполезные»
7. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»
3-я неделя Занятие 3
«Растения лечат» Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора. 1. Путешествие в сказку «Колобок»
2. Беседа Колобка о том, чем лечат детей мамы
3. Игра «Путешествие в лес»
4. Правила заваривания чая
4-я неделя Занятие 4
«Волшебница - осень»
Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
1. Слушание отрывков из произведений П. Чайковского и А. Вивальди «Времена года»
2. Рассматривание иллюстраций с явлениями природы
3. Чтение пословиц, поговорок и примет
4. Отгадывание загадок
5. Игры «Зайка», «Снегирек», «Четвертый лишний»
6. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора.»
Декабрь 1-я неделя Занятие 1
«Удивительный лес»
Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.
1. Беседа о лесе
2. Рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»
3. Составление кроссворда «Растения леса»
4. Заучивание пословиц о лесе
5. Отгадывание загадок о лесных зверях
6. Рассказ воспитателя о росте растений
7. Игра «Что растет в лесу?»
8. Игра «Кто живет в лесу?»
9. Упражнение «Разговор с лесом»
2-я неделя Занятие 2
«Домашние животные – друзья человека» Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными (разными породами коров, лошадей, коз, овец, установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека; формировать понятие «домашние животные»; познакомить с трудом животноводов, рассказать, чем он интересен, полезен и почетен; учить передавать в движениях, жестах повадки животного под комментарий воспитателя; развивать мышление, фантазию, интерес к домашним животным, желание помогать взрослым по уходу за ними; воспитывать заботливое отношение к животным.
1. Загадки о знакомых домашних животных
2. Чтение рассказов: «Обыкновенная кошка» В. Чаплиной, «О чабане Трояне» В. Сухомлинского, «Маленький соколик», «Кружка молока» Л. Воронковой
3. Рассказ воспитателя
4. Рассматривание иллюстраций
5. Динамическая пауза «Кто как передвигается?»
3-я неделя Занятие 3
«Дикие животные»
Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; учить давать развернутые высказывания, развивать фантазию, воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к животным.
1. Загадки
2. Рассматривание иллюстраций
3. Беседа «Эти удивительные животные»
4. Чтение стихов и рассказов о животных леса
5. Рассказ воспитателя
6. Творческое задание: придумать фантастическое животное и зарисовать его
4-я неделя Занятие 4
«Экзотические животные»
Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках.
1. Рассматривание иллюстраций
2. Загадки
3. Чтение рассказов: «Про слона», «Про обезьянку» Б. Житкова; «Лев и собачка» Л. Толстого и др.
4. Рассказ воспитателя «Кто кого боится?»
5. Рассказ воспитателя «Экзотические животные»
6. Решение кроссворда «Зоопарк»