Людмила Лицова
Перспективный план работы по формированию представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст (1 младшая группа.
Сентябрь:Помоги Незнайке сберечь свое здоровье. Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. 1. Экскурсия в медицинский кабинет
Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицин-ской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий
2. Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье»
Публикация «Перспективный план работы по формированию представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Дидактическая игра «Кому что нужно»
Цель: Закреплять знания детей о предметах необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
4 Творческие игры «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница» Цель: Закрепить знания о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Объяснить действия пациентов. Учить объединяться в игре, распределять роли.
5. Развлечение «Доктор Айболит».
6. Аппликация «Строим детскую больницу».
1. Домашнее чтение К. Чуковский «Доктор Айболит», пословицы.
Октябрь. Фрукты полезны взрослым и детям.
Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.
1. Экскурсия «В продовольственный магазин».
Цель: Познакомить детей с профессией продавца, закрепить умение узнавать продукты по внешнему виду и названию, воспитывать уважение к труду продавца.
2. Беседа «О здоровой пище»
3. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Разложи на тарелках полезные овощи»
4. Подвижные игры «Огуречик»
5. Творческие игры «Магазин продуктов»
Цель: Закрепить название продуктов, их обобщающие понятия (молочные, хлебобулочные, воспитывать культуру общения и поведения в общественных местах.
6. Развлечение «Веселые овощи».
7. Рисование: «Что за яблочко, оно Соку спелого полно», «Хозяйка однажды с базара пришла…».
Лепка, аппликация: «Консервируем овощи и фрукты»
1. Папка – передвижка: «Привитие навыков самообслуживания».
2. Домашнее чтение
Г. Зайцев «Приятного аппетита»,
Ю. Тувим «Овощи»
М. Безруких «Разговор о правильном питании».
Загадки об овощах и фруктах
3. Практические советы для родителей «Если ваш ребенок сильно возбужден»
Ноябрь. Чтобы быть здоровым Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
1. Экскурсия в прачечную детского сада
Цель: Познакомить с работой мастера по стирке белья, уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и постельное белье; воспитывать уважение к труду людей, работающих в прачечной.
2. Беседа «Чистота и здоровье»
3. Дидактическая игра «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Правила гигиены».
4. Творческие игры «Парикмахерская».
5. Развлечение «Девочка чумазая».
6. Аппликация: «Мыло пенится в корыте, Мы стираем, посмотрите!».
1. Консультация: «О чем нужно знать, каких правил придерживаться, приучая ребенка раннего возраста к опрятности и к аккуратности?».Домашнее чтение Г. Зайцев «Дружи с водой», К Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля - чистюля», З. Александрова «Купание», потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса»
2. Практические советы родителям «Радость – прививка для здоровья»
Декабрь. Тело человека. Цель: Дать представление о себе как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить, учить называть основные части своего тела; человек побывал везде (на море, в пустыне и т. д.).
1. Подвижные игры «Жмурки».
2. Игра – забава «Мое тело»
3. Д/игра «Собери человека».
Цель: Учить детей по готовому образцу создавать своего человека, закрепить знания о том, что у него есть: туловище, голова, верхние конечности (руки, нижние конечности (ноги).
4. Аппликация «Человек».
5. Рисование «Моё ушко», «Моя голова». Консультация: «Личная гигиена детей».
Домашнее чтение. С. Прокофьев «Румяные щечки», Н. Саксогнская «Где мой пальчик!», Е. Пермяк «Про нос и язык», С Маршак «Почему у человека две руки и один язык», «Один и два»,Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», В. Бондаренко «Язык и уши».
Загадки. 2. Практические советы родителям «Как быть здоровым душой и телом»
Январь: Витамины и полезные продукты. Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
1. Беседа «Полезное – не полезное».
2. Дидактические, развивающие игры и упражнения «Угадай на вкус», «Назови правильно».
3. Развлечение «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».
4. Рисование: «В нашем саду растут витамины». Домашнее чтение
Л. Зильберг «Полезные советы»К. Чуковский «Федорино горе»
К. Кузнецов «Замарашка»Г Зайцев «Крепкие – крепкие зубы»
2. Практические советы родителям «Как быть здоровым. Гигиена тела и души»
3. Папка – передвижка: Напитки «защиты» - соки.
Февраль. Цель: «Чтоб кусался зубок». Рассказать детям о значении зубов для человека, о том, какие бывают зубы, как за ними ухаживать.
1. Игра «Что ты съел?».
2. Д/ игра: «Правила гигиены по уходу за зубами».
3. Д/игра «Правила поведения во время еды».
Цель: Учить правилам культуры поведения. Учить отвечать на вопросы.
4. Беседа: «Зачем нужны зубы?».
5. Чтение загадок и стихотворений о зубах.
1. Папка - передвижка: «Аппетит и психология ребёнка»
Консультация «Зубной врач!».
Март. Здоровье в порядке, спасибо зарядке. Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта
1. Мини- поход на школьный стадион.
Цель: Закреплять знания о видах спорта, способствовать укреплению здоровья детей.
2. Беседа «Кто спортом занимается»
4. Развлечение «Мы мороза не боимся». День спорта.
1. Домашнее чтение «загадки».
Апрель: Врачи – наши помощники. Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук.
1. Беседа: «Мы были в гостях у врача».2. Дидактические игры «Если кто-то заболел»3. Творческие игры «Больница».
4. Развлечение «Если ты заболел». День здоровья. 5. Рисование:«Овощи». 1. Домашнее чтение
Е. Школовский «Как лечили мишку», «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни».
2. Анкетирование родителей «О здоровье всерьез»
Май: Я знаю, что можно, что нельзя. Безопасность в нашей жизни. Формировать представления о безопасности
1. Дидактические игры «Источники опасности», «Игра – дело серьезное».
2. Творческие игры «Семья», «Больница», «Аптека».
3. Развлечение «Медведи в гостях у детей».
4. Рисование «Мухомор». 1. Домашнее чтение С. Маршак «Пожар».
младший дошкольный возраст (2 младшая группа)
Сентябрь. Кто я? 1. Учить знать своё имя, пол, возраст.
2. Учить узнавать дом, квартиру, детский сад, группу.
1. Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, игрушек.
2. Беседа «Где я живу».
3. Рисование: «Наша красивая группа».
1. Выставка «Мои любимые
игрушки».
Октябрь. Цель: Все люди разные Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица, манере ходить говорить. Активизировать в речи детей слова : глаза, уши, нос. Развивать умение соотносить свои движения со словами физкультминутки. Воспитывать доброе отношение к людям любой внешности.
1. Дидактическая игра «Собери человека»
2. .Рассматривание картинок и иллюстраций.
3. С/р игра «Детский сад».
4. Игра «Узнай по голосу»
5. Игра «Одень куклу».
Цель: Учить детей различать пол человека (мальчик или девочка, находить сходства и отличия между ними. В зависимости от пола человека правильно подбирать одежду.
6. Рисование: «Мы идём знакомиться с соседями».
1. Практические советы для родителей «Особенности организма мальчика и девочки».
Цель: гигиена ухода за телом мальчика и девочки, профилактика заболеваний.
Ноябрь: «Я люблю свою семью». Цель: Формировать представление о «семье», о сходстве родственников, о различии полов. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Расширять словарный запас: генеалогическое древо, близнецы, двоюродный брат. Воспитывать любовь к своей семье.
1. Рассматривание семейных фотографий.
2. С/р игра «Моя семья»
3. Пальчиковая игра «Моя семья»
4. Беседа «Мои родные и близкие».
5. Рисование: «Портрет семьи».
1. Выставка фотографий «Я и моя семья».
2. Папка – передвижка: «Осенние хвори».
Декабрь. «Как ухаживать за руками?» Цель: Формировать представление детей об опасных для рук предметах. Закрепить знания о средствах первой медицинской помощи. Воспитывать культурно – гигиенические навыки.
1. Игра «Зачем нужны руки», «Что мы делали, не скажем, а руками все покажем».
2. Игра «Ручки пляшут».
3. Игра – исследование «Определи состояние предмета».
4. Экспериментирование «Сделай это не руками…», «Чем похожи руки»
5. Самообследование «Изучение рисунков пальцев».
6. Аппликация: «Бережливым будь с водой, Хорошенько кран закрой!»
1. Папка – передвижка, советы родителям: «Как правильно стричь ногти».
2. Консультация: «Не перегревайте ребёнка».
Январь: «Как беречь ноги?». Цель:Формировать представление детей о том, как беречь свои ноги, о правилах гигиены наших ног и о том, какую обувь надо носить. Рассказать о болезнях ног, развивать и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям – инвалидам.
1. Игра «Зачем нужны ноги», Наблюдение.
2. Экспериментирование «Удержи карандаш», «Чем удобнее рисовать».
3. Беседа: «Зачем нужны ноги?».
4. Аппликация: «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!»
1. Папка - передвижка «Гимнастика маленьких волшебников – точечный массаж».
2. Консультация: «Упражнения для предупреждения плоскостопия у детей»
Февраль: «Как беречь уши». Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. Воспитывать культурно – гигиенические навыки, чувство взаимопомощи.
1. Д/игра «Как беречь уши?».Игра – исследование «Какой инструмент звучит?»,«Кто так разговаривает?».
Чтение стихотворений и загадок об ушах.
Рисование: «Мои ушки».
1. Папка – передвижка:
Март. «Как беречь глаза?». Цель: Продолжать учить бережному отношению к своим глазам, рассказать о болезнях глаз. Развивать зрительное внимание, наглядно – образное мышление. Воспитывать доброе отношение друг к другу. 1. Д/игра «Как беречь мои глазки?».
2. Д/игра «Найди различия?».
3. Рисование: «Я хочу быть здоровым».
1. Советы родителям, папка – передвижка - «Как закапать капли в глаза». Апрель: «Что нам надо кушать?». Цель:Формировать представление детей о необходимых телу человека веществах и витаминах. Расширять словарный запас: белки, жиры, углеводы, витамины. Закреплять названия овощей и знания детей о пользе молока. 1. С/р. игра «Гости», «Магазин», «Накормим куклу Катю».
2. Чтение сказки «Про двух мышат».
3. Д/игры «Полезные – неполезные продукты», «Пирамида – здоровья».
Аппликация: «Фрукты».
Лепка: «Консервируем овощи».
1. Папка – передвижка: «Формирование культуры трапезы».
Май. «Изучаем своё тело». Цель: Учить различать запахи и вкусы, закрепить понятие: «один», «много». Продолжать учить называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо, рассказать как их беречь 1. Игры: «Узнай на вкус», «Что ты съел».
2. Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
3. Игра: «Полезное – неполезное»
4. Рисование: «Мы делаем зарядку».
1. Консультация «Личная гигиена на каждый день.
Папка – передвижка «Как защитить детей от укусов насекомых».