Яна Артымук
Перспективное планирование для детей 4–7 лет «Занимательная математика» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план «Занимательная математика» (4-5 лет)
Пояснительная записка
Программа по пед. технологии «Занимательная математика» составлена на основе программы Помораевой И. А, Позиной В. А «Формирование элементарных математических представлений» (4-5 лет, рассчитана на 1 год. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития.
Публикация «Перспективное планирование для детей 4–7 лет „Занимательная математика“ (продолжение)» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель программы: создание условий для углубления знаний детей по сенсорному развитию.
Задачи программы:
• способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
• способствовать формированию навыков количественного и порядкового счета в пределах 10;
• создать условия для знакомства с составом числа;
• способствовать формированию умений соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
• создать условия для формирования умений сравнивать множества;
• развивать умения определять пространственные направления;
• развивать представления о геометрических фигурах;
• расширять представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности.
Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность. Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю 20 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Помораевой И. А, Позиной В. А. «Формироваие элементарных математических представлений (4-5 лет)», провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Календарное планирование работы «Занимательная математика»
Сентябрь
1. Диагностика познавательного развития «Найди пару». Цель: Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4-5 лет; корректировка содержания программы.
Закрепление понятий «одинаковые», «пара». Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий
2. «Кто на чем играет?» Цель: учить называть муз. инструменты, определяя их по названному музыканту. Уточнить понятие об их назначении, особенностях звучания.
Карточки
3. Знакомство с новой игрой «Логические блоки Дьенеша». Цель: Познакомить детей со способом упорядочивать фигуры по форме.
Дидактическая игра: «Заполни обруч» - упорядочивание по различным признакам (форме).
Блоки Дьенеша, обручи.
4. Упорядочивание фигур по двум признакам (величина, толщина). Цель: Формировать умение упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине.
Дидактическая игра: «Где, какие фигуры лежат?» - ознакомить с классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине).
Комплект блоков Дьенеша.
Октябрь
1. «Разноцветные палочки». Цель: Познакомить детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.
Набор палочек Кюизенера; кукла.
2. Игра «Волшебный мешочек» - палочки Кюизенера. Цель: Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.
Набор палочек Кюизенера, мешочек, Степашка
3. Расколдуй героев передачи «Спокойной ночи, малыши». Цель: Закрепить умение конструировать по схеме из палочек Кюизенера, развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.
Набор палочек Кюизенера; карточки-схемы (заяц, собачка, игрушка Хрюша.
4. «В гости к матрешкам». Цель: Закрепить у детей представление о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная, длине (самая длинная, короче, самая короткая, счет в пределах пяти. Поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, вверху, посередине) и названием цвета палочек; упражнять в конструировании из палочек.
Палочки Кюизенера, карточки-схемы.
Ноябрь
1. Геоконт "Математический планшет". Цель: Развивать внимание, развивать конструкторские способности - получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
Комплект логических блоков Дьенеша, математический планшет (самодельный, резиночки.
2. «Сложи сам» (по сказке «Репка» нужно сложить – вернуть пропавших героев: кошку и собачку). Цель: Закрепить умение конструировать по схеме из палочек Кюизенера, развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.
Палочки Кюизенера, карточки-схемы.
3. Игры-головоломки «Непрерывная линия». Цель: Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности.
Разрезные картинки - пазлы.
4. «Что лишнее?». Цель: Развивать внимание, сообразительность, умение вычленять (видеть) лишнее, не похожее на другие картинки.
Раздаточный материал для каждого ребенка – карточки.
Декабрь
1. «Точечки». Цель: Развивать у детей математическое мышление; упражнять в счёте; упражнять в раскладывании чисел и точек по порядку.
Игра «Точечки».
2. Игра «Внимание». Цель: Формировать умение составлять ту модель, которая нарисована на рисунке; развивать у детей способность видеть и запоминать увиденное.
Карточки с рисунками, листы бумаги, карандаши.
3. Игра «Поезд» (палочки Кюизенера). Цель: Вспомнить и закрепить названия эталонов цвета; развивать комбинаторные способности; приобщать к моделированию; способствовать развитию речи, внимания, памяти, воображения.
Картина и схема с изображением поезда, набор палочек Кюизенера.
4. «Незаконченные рисунки…». Цель: Развивать целостность восприятия у ребенка законченности рисунка, (развитие восприятия).
Распечатки на каждого ребенка с незаконченными рисунками.
Январь
1. «Город веселых мастеров». Цель: Развивать у детей творческие способности, умение правильно подбирать материал по форме, размеру, объему в соответствии с задуманной постройкой.
Блоки Дьенеша, карточки - схемы с изображением транспорта.
2. «Найди, закрась в нужный цвет, выложи из блоков». Цель: Развитие внимания, умения правильно называть увиденную фигуру, закреплять счет до 5, развивать конструкторские способности.
Распечатки на каждого ребенка, цветные карандаши.
3. «Домашние животные – кошка и собачка». Цель: Развивать конструкторские способности, развивать творческие способности; закрепить знания формы, цвета, размера; стимулировать интерес к домашним животным.
Палочки Кюизенера, карточки – схемы.
Февраль
1. «Три медведя» (работа с палочками Кюизенера). Цель: Развивать умение сравнивать предметы по высоте, закреплять знание числа 3, конструирование из палочек низкой кроватки, стульчика, мишки; воспитывать способность сочувствовать, сопереживать.
Палочки Кюизенера, карточки – схемы.
2. «Найди 5 отличий и определи эмоцию». Цель: Формировать умение сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и различия; развивать внимание, умение оценивать эмоциональное состояние (что испытывают, чувствуют, добрые или сердитые).
Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, цветные карандаши.
3. «Расставь числа по порядку». Цель: Развивать умение расставлять числа по порядку.
Кассы с цифрами.
4. «Веселые человечки» (блоки Дьенеша). Цель: Развивать умение конструировать из геометрических фигур людей, определять характер через образ, знание качеств человека, развитие речи: обогащать словарный запас - подбор прилагательных.
Логические блоки Дьенеша, карточки-схемы.
Март
1. «Город» (блоки Дьенеша). Цель: Осваивать умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма).
Развивать пространственное воображение; 3 обруча (красный, желтый, синий, бумажние коврики с узорами из геометрических фигур, блоки Дьенеша.
2. «Курочка Ряба и ее семья». Цель: Уточнить знания детей о животных и их детенышей, перечислять их сходства и различия, способствовать развитию активной речи, развивать мелкую моторику.
Набор палочек Кюизенера, карточки-схемы (курочка Ряба, петушок, цыпленок, картинки с изображением данных птиц.
3. «Транспорт наземный» (блоки Дьенеша). Цель: Развивать конструкторские способности, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, развивать творческие способности.
Набор блоков Дьенеша, карточки-схемы.
4. «Какие предметы спрятаны в рисунках». Цель: Развивать уровень наблюдательности, внимания, творческих способностей: предложить самим составить подобную загадку.
Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, карандаши.
Апрель
1. «Ориентация на листе». Цель: Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Познакомить с понятиями: вправо в верхний угол, влево в верхний угол, вниз в правый угол, вниз в левый угол.
Распечатки на каждого ребенка.
2. «12 месяцев». Цель: Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»
3. «Выбери себе игру». Итоговое занятие с развивающими играми. Цель: Дать детям возможность самостоятельно выбрать игровой материал, выполнять игровые действия в соответствии с данной игрой.
Игры: «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера».
4. Открытое занятие «Путешествие в волшебную страну». Цель: Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по различным признакам, конструировать согласно условию (цепочка рядом стоящие фигуры не совпадают по цвету, конструировать из палочек, соблюдая размер). Воспитывать желание помочь бедствующим, умение играть дружно, слаженно.
Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, карточки-схемы зданий, домашних животных, обручи (красный, синий, желтый, билетики цветные (красный, синий, желтый) на поезд для каждого ребенка,
Май
1. «Знакомство с часами». Цель: Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.
2. Логические задачи с обручами и цветными блоками. Цель: Уточнить знания о классификации объектов по различным признакам, развивать внимание.
Обруч, логические блоки Дьенеша.
3. «Дни недели». Цель: Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.
4. Диагностика познавательного развития. Цель: Выявить конечный уровень развития познавательных процессов у детей 4-5 лет; анализ деятельности за год.
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий