Виктория Главатских
«Перелетные птицы». Конспект НОД для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для старшей группы
«Птицы улетают в теплые края».
Автор НОД: воспитатель Главатских В. С.
Цели:
1. Расширить и закрепить представление детей о перелётных птицах : соловье, ласточке, трясогузке, дрозде, жаворонке, об их частях тела, чем они питаются, об их среде обитания;
2. Познакомить детей с понятиями : «цепочка», «климат», «стая»;
Публикация «„Перелетные птицы“, Конспект НОД для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
3. Упражнять детей в постановке сложных слов, сложных предложений;
4. Развивать связную речь;
5. Воспитывать бережное отношение к птицам и всем обитателям природы.
Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации перелётных птиц, почитать рассказы о птицах (М. Пришвина, В. В. Бианки и т. д., чтение стихов.
Ход НОД:
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая.
Рвет и мечет и воет в лесу.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна,
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
(А. Фет)
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, о каком времени года в этом стихотворении говорится? (Об Осени).
Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, какие вы знаете признаки осени? (Солнце не так уже тепло греет нас, листья опадают с деревьев, желтеет трава, мы одеваемся теплее и т. д.).
Воспитатель: А кто из Вас уже знает, какие птицы улетают в теплые края? (Соловей, ласточка).
После ответа на вопрос воспитатель показывает картинки с птицами и рассказывает о них.
Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Перелё ты более свойственны видам высоких и умеренных широт: в тундре почти все виды птиц перелётные, в тайге — три четверти видов. Число перелётных видов в тех или иных местообитаниях зависит и от того, насколько резко в них различаются кормовые условия летом и зимой. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов — почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше — среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.
Воспитатель: После рассказа о птицах вос – ль загадывает загадки о птицах.
- Что за кузнецы в лесу куют? (Дятел)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
- Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
- Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
(Аист)
- В синем небе голосок -
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)
Воспитатель: Правильно, вы отгадали загадки, эти птицы тоже относятся к перелётным.
Физминутка «Птицы»
(загибаются пальцы обеих рук)
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
(руки за спину)
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Речевая игра “Скажи наоборот”
(подбор антонимов)
1. Зимой холодно, а весной … тепло.
2. Птицы могут летать высоко и … низко.
3. Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
4. Зима ушла, а весна … пришла.
5. Зимой дни короткие, весной … длинные.
6. Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
7. Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
8. Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.
Итог НОД (анализ) :
1. Ребята, скажите, о чем мы сегодня с Вами разговаривали?
2. О каких птицах мы отгадывали загадки?
3. Как птицы понимают, что им нужно улетать в теплые края?
4. Каких новых птиц мы сегодня узнали?
Ребята, мне очень понравилось как вы сегодня работали. Вы все молодцы!