МААМ-картинки

Передовой педагогический опыт: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Елена Елкина
Передовой педагогический опыт: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы

1. Литературный обзор состояния вопроса:

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике

Дошкольный период является решающим в плане формирования отношения к физическому воспитанию и желанию осваивать новые виды физической активности. И поскольку для оптимального эмоционального развития требуется, чтобы ребенок был уверен в себе, не чувствовал себя одиноким, то для этого необходимо освоение широкого круга двигательных умений и навыков.

Публикация «Передовой педагогический опыт: „Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах

Таким образом - очевидно, что исторически физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом, важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и формирования навыков здорового образа жизни.

1. Психолого-педагогический портрет группы

В группе 27 воспитанников, из них 15девочек, 12 мальчиков. Дети в основном среднего и выше среднего уровня развития.

В основном коллектив уже сформировался, дети организованы, с удовольствием участвуют во всех мероприятиях детского сада, активны.

3. Педагогический опыт

3.1 Описание основных методов и методик.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, поставила перед собой три основные задачи:

• Сохранить здоровье детей;

• Создать условия для их своевременного и полноценного физического развития;

• Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного возраста.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается :

• Направленностью образовательного процесса на физическое развитие дошкольников;

• Комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

• Созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания

детей в МБДОУ;

Формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их умений и навыкам, а также здоровьесберегающей среды МБДОУ.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ.

3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

3.2 Актуальность педагогического опыта

Данный опыт актуален и эффективен по ряду причин:

Введение в образовательную работу дошкольного учреждения раздела «Формирование представлений о здоровом образе жизни».

Модификация новых оздоровительных технологий, используемых в физической культуре школьников и взрослых, для работы с дошкольниками.

Увеличение научных исследований в области физической культуры дошкольников, рассматривающих различные варианты повышения эффективности физического совершенствования детей в ДОУ.

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья. Вопросы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения в современной дидактике уже не дискутируются, а являются общепризнанными, они возведены в ранг государственных.

3.4. Результативность педагогического опыта

Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;

• Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

Формирование у дошкольников основ сознания, потребности заботиться о своем здоровье;

• Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;

• Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

3.5. Новизна.

1) двухуровневая структура (дидактическая задача и технология её решения);

2) сочетание деятельностного и личностно ориентированного подходов, предусматривающее вовлечение детей в качестве субъектов педагогического процесса в физкультурно-оздоровительную деятельность;

3) обоснованный ценностно-ориентированный характер направленности физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с целью формирования у них мотивации к укреплению и сохранению своего здоровья;

4) педагогическая технология реализации системы формирования основ здорового образа жизни дошкольников, которая дифференцируется по двум взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям - здоровьеформирующему и здоровьесберегающему.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

В основу работы положен технологический подход в здоровьесберегающей деятельности, который позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

1. Медико-профилактические технологии -технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать.

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия.

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки

информации, может служить и мощным техническим средством

обучения и играть роль помощника в воспитании и общем развитии

дошкольников.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

Опыта

В соответствии с ФГОС образовательная область «физическое развитие»

включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Поэтому приоритетным направлением работы нашего детского сада является формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

1. направление -воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса

2. направление физическое развитие и оздоровление детей.

3- Профилактическая работа.

4 направлением является работа с родителями.

5.- обеспечение психологического благополучия.

4. Выводы

Здоровый образ жизни - это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе - выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Фотоотчет «Использование здоровьесберегающих технологий в группе»Фотоотчет «Использование здоровьесберегающих технологий в группе» Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял. Пословица. Дошкольный период является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Передовой педагогический опыт: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 15:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Передовой педагогический опыт: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД