Елена Елкина
Передовой педагогический опыт: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
▼ Скачать
1. Литературный обзор состояния вопроса:
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
1.1 История темы педагогического опыта в педагогике
Дошкольный период является решающим в плане формирования отношения к физическому воспитанию и желанию осваивать новые виды физической активности. И поскольку для оптимального эмоционального развития требуется, чтобы ребенок был уверен в себе, не чувствовал себя одиноким, то для этого необходимо освоение широкого круга двигательных умений и навыков.
Публикация «Передовой педагогический опыт: „Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Таким образом - очевидно, что исторически физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом, важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и формирования навыков здорового образа жизни.
1. Психолого-педагогический портрет группы
В группе 27 воспитанников, из них 15девочек, 12 мальчиков. Дети в основном среднего и выше среднего уровня развития.
В основном коллектив уже сформировался, дети организованы, с удовольствием участвуют во всех мероприятиях детского сада, активны.
3. Педагогический опыт
3.1 Описание основных методов и методик.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, поставила перед собой три основные задачи:
• Сохранить здоровье детей;
• Создать условия для их своевременного и полноценного физического развития;
• Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного возраста.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается :
• Направленностью образовательного процесса на физическое развитие дошкольников;
• Комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
• Созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания
детей в МБДОУ;
• Формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства
• Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их умений и навыкам, а также здоровьесберегающей среды МБДОУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ.
3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
3.2 Актуальность педагогического опыта
Данный опыт актуален и эффективен по ряду причин:
Введение в образовательную работу дошкольного учреждения раздела «Формирование представлений о здоровом образе жизни».
Модификация новых оздоровительных технологий, используемых в физической культуре школьников и взрослых, для работы с дошкольниками.
Увеличение научных исследований в области физической культуры дошкольников, рассматривающих различные варианты повышения эффективности физического совершенствования детей в ДОУ.
3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте
В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья. Вопросы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения в современной дидактике уже не дискутируются, а являются общепризнанными, они возведены в ранг государственных.
3.4. Результативность педагогического опыта
• Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
• Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
• Формирование у дошкольников основ сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
• Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
• Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
3.5. Новизна.
1) двухуровневая структура (дидактическая задача и технология её решения);
2) сочетание деятельностного и личностно ориентированного подходов, предусматривающее вовлечение детей в качестве субъектов педагогического процесса в физкультурно-оздоровительную деятельность;
3) обоснованный ценностно-ориентированный характер направленности физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с целью формирования у них мотивации к укреплению и сохранению своего здоровья;
4) педагогическая технология реализации системы формирования основ здорового образа жизни дошкольников, которая дифференцируется по двум взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям - здоровьеформирующему и здоровьесберегающему.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта
В основу работы положен технологический подход в здоровьесберегающей деятельности, который позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
1. Медико-профилактические технологии -технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия.
5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
6. Информационно-коммуникационные технологии
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки
информации, может служить и мощным техническим средством
обучения и играть роль помощника в воспитании и общем развитии
дошкольников.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
Опыта
В соответствии с ФГОС образовательная область «физическое развитие»
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Поэтому приоритетным направлением работы нашего детского сада является формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1. направление -воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса
2. направление физическое развитие и оздоровление детей.
3- Профилактическая работа.
4 направлением является работа с родителями.
5.- обеспечение психологического благополучия.
4. Выводы
Здоровый образ жизни - это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе - выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья.