Султанова Наталья
Перечень возможных типов совместной деятельности детей со взрослым в детском саду по программе «Миры детства»
▼ Скачать + Заказать документы
– сюжетная игра;
– продуктивные формы деятельности;
– познавательно-исследовательская деятельность;
– чтение художественной литературы;
– игры с правилами на физическую компетенцию (физкультура);
– музыка;
– театрализованная деятельность.
Перечень может быть дополнен в зависимости от образовательных потребностей детей и возможностей ДОО.
Публикация «Перечень возможных типов совместной деятельности детей со взрослым в детском саду по программе „Миры детства“» размещена в разделах
Совместную деятельность можно разбить на две условные группы: зависящие от общего уклада детского сада, и зависящие только от планов воспитателя. К первым относятся занятия, проводимые в специальных помещениях. Обычно это зал используемый для подвижных игр и музыкальных занятий1. Поэтому, данные занятия распределяются в первую очередь (методистом или старшим воспитателем).
Для осмысленного распределения занятий в течение дня и однозначной определенности деятельности воспитателя необходима дополнительная классификация возможной совместной деятельности взрослого с детьми, более общая, чем разбиение на отдельные культурные практики.
В общей совокупности совместной партнерской деятельности взрослого и детей возможно выделить две категории, определяемые по тому, насколько велики волевые усилия ребенка по их осуществлению.
Первая категория совместной деятельности взрослого с детьми характеризуется, с одной стороны, большей волевой детерминацией ребенка, а с другой – большими усилиями со стороны взрослого, направленным на то, чтобы заинтересовать детей предлагаемой работой. Преимущественно, это продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Подобную деятельность характеризует больший количественный охват детей группы (во всяком случае, к этому надо стремиться) и фундаментальная предварительная подготовка.
При планировании дневного распорядка их следует проводить в первую половину дня.
К данной категории может относится и чтение художественной литературы.
Подбор занятий осуществляется в соответствии с реализацией культурно-смыслового контекста (подготовка и проведение праздника, создание игрового макета и т. п.) с учетом интереса и желания детей. При проектировании образовательной деятельности самое главное учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей и требования СанПиН.
Вторая категория совместной деятельности взрослого с детьми не требует от ребенка волевой детерминации, к ней следует отнести игру (сюжетную и с правилами). Заметим, что привлекательность игры для ребенка не исключает участия в ней взрослого. Но, формирующие действия взрослого в отношении игры носят принципиально иной характер. Для планирования игрового взаимодействия с детьми не является приоритетным содержание (содержания сюжета в случае сюжетной игры, или содержательного наполнения конкретной игры с правилами). Также игра взрослого с детьми характеризуется меньшим количественным охватом детей группы. По форме организации данные виды относятся скорее к самостоятельной деятельности детей. При планировании дневного распорядка их проводят во вторую половину дня.
К данной категории может относится не только игра, как культурная деятельность, но и более широкая категория явлений, общей характеристикой которых является непринужденность и процессуальность участия в ней ребенка, в частности, слушание художественных текстов, просмотр мультфильмов и др.