Екатерина Горина
Педсовет по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников в рамках ФГОС. Знакомство дошкольников с профессиями металлургического производства»
Цель: Повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей. Систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию и ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Публикация «Педсовет по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Задачи:
• Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в детском саду, познакомить дошкольников с профессиями металлургического производства;
• Изучить содержание профориентационной работы в детском саду, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
• Познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формами и методами работы с детьми и родителями по профориентации.
Повестка дня:
1. Вступительное слово заведующего детским садом
2. Аналитическая справка по итогам тематической проверки.
3. Деловая игра «Мир профессий»
4. Просмотр видеороликов детско-родительских проектов о заводских профессиях.
5. Презентация макетов рабочих мест родителей - заводчан.
6. Проект решения педагогического совета
Ход педсовета:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями и рассказать ему о тех качествах характера, которые требует та или иная специальность. А воспитывать эти качества лучше с детских лет.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, артистов, ученых ит. д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.
Ознакомление детей с профессиями взрослых – дна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых, понять и принять его.
1. Ранняя профориентация в условиях дошкольного учреждения».
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Перед педагогами дошкольных учреждений серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.
Ранняя профориентация призвана :
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности -
Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:
информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, консультирование – помощь в разрешении проблем.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются :
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально-ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младший дошкольный возраст (2-4 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
- формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
- учить сравнивать профессии;
- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
- знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Реализация обозначенных задач позволит к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.
Активные формы работы
Одним из активных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является организация экскурсии на действующие промышленные предприятия и организации. Посещение предприятий позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в библиотеку;
- в школу;
- в магазин;
- в аптеку;
- в парикмахерскую;
- в ателье;
- на почту;
- на приусадебный участок;
- на работу к родителям.
Воспитатель во время экскурсии может рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести конкурс рисунков по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».
С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, мультипликационным или сказочным героем. Сюжетно-ролевые игры отлично подходят как для детей 2-3 лет, так и для детей старше.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Уголок профориентации «Кем быть»
Данный вид профориентационной работы (создание уголка) является приоритетным для разных возрастных групп, поэтому он может занимать активную позицию при создании познавательной среды в группах детского сада.
Оформление уголка профориентации следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Уголок должен привлекать интересным и актуальным содержанием, оригинальностью оформления материалов. Информация на стенде должна регулярно обновляться (ежемесячно, ежеквартально).
В уголок профориентации может входить :
• Сюжетно-ролевые игры;
• Иллюстрации профессий;
• Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры с предметами) ;
• Картотека художественной литературы о профессиях (стихи, рассказы, загадки);
• Куклы в костюмах.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
6. Проект решения педагогического совета:
1. Продолжить пополнение развивающей предметно – пространственной среды групп по профессиональной ориентации с учетом возраста детей.
2. Использовать в работе эффективные формы и методы для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых. Принять участие в создании альбомов «Профессии наших родителей».
3. Продолжить взаимодействие с родителями по вопросам профориентации детей, используя активные формы работы.
Рефлексия: Чистый лист передается по кругу педагогов. Педагог, складывая лист гармошкой, слово, которое вызывает у него отношение к проведённой игре ( например: познавательно, актуально, значимо, и др.).