Исаева Нина Николаевна
Педсовет «Пути формирования финансовой грамотности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пути формирования финансовой грамотности у дошкольников»
Эта тема выбрана не случайно, так как Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023 г. г., утверждённая распоряжением правительства Российской федерации, содержит определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются : воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Возникают вопросы: - Когда следует начать знакомство с экономикой? - Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? - Как организовать и проводить с дошкольниками образовательную работу в увлекательной игровой форме? Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся найти на этом педсовете, используя игровой подход. - Начнём с итога просмотренных мероприятий. Мы провели несколько открытых просмотров образовательной деятельности с детьми. Все они были направлены на ознакомление с профессиями и формированием финансовой грамотности у дошкольников. Просмотр ОД в рамках «Финансовой грамотности», позволил сделать вывод: педагоги используют в работе с детьми по данной теме разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры драматизации, эксперименты, проблемные ситуации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания). Воспитатели показали использование нетрадиционных технологий.
Публикация «Педсовет „Пути формирования финансовой грамотности у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В рамках оценивания совместной театральной деятельности был проведен просмотр «Театрализованная деятельность по финансовой грамотности в ДОУ», в котором участвовали воспитанники: вторых младших, средних, старших, подготовительных к школе групп. Вниманию педагогов были представлены инсценировки сказок: «Сказ о том, как баба и дед забыли про семейный бюджет», «Как коза избу строила», «Доверчивый зайчик», «Муха-цокотуха», «Под грибом», «Петушок и бобовое зёрнышко». Воспитанники 1 младшей группы в силу своих возрастных особенностей не могли участвовать в театрализованной деятельности. В результате проведенных показов можно отметить эффективность работы педагогов в развитии творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы и методы его организации. Методы использования при обучении детей экономике это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике. Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка.
1. Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
2. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В играх «Салон красоты», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Банк», «Стройка», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
3. В дидактических играх «Кем быть?», «Профессии», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
4. Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
5. Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводились в ходе игры- путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников, «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
6. Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.
7. Одной из форм познавательно- игровой деятельности является интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому развитию детей. При ознакомлении с социальной действительностью дети старшего дошкольного возраста хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной посёлок, страна, чем он славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится поселок и т. д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что происходит в стране. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни — неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.
8. Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
9. Чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно эта зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности. Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде. Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности : • деньги, нарисованные детьми; • картотека загадок; • книги художественные и научно-популярные, комиксы; • аудиотека; • альбом: пословицы и поговорки в картинках; • медиатека из презентаций; • медиатека интерактивных игр; • медиатека мультфильмов; • альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях; • карточки о профессиях; • дидактические игры; • кроссворды; • ребусы; • лабиринты тематические; • игры-путешествия; • банковские карты; • ненастоящие деньги; • банкомат; 12 • металлические устаревшие деньги; • альбом «Эволюция денег»; • атрибуты для сюжетно-ролевых игр; интерактивный дидактический чемоданчик и т. д.
Мы перейдем к основной части педсовета, где мы познакомимся с методами, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.
Будем работать по командам: 1 команда – «Монополисты», 2 команда – «Валютные резервы», 3 команда – «Лидеры бизнеса». На столах у вас находятся задания под номерами.
ЗАДАНИЕ 1. Задание «Продолжи предложение». На каждом столе задание. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
ЗАДАНИЕ №2
Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
ЗАДАНИЕ №3. Предлагаю, распределить сказки по группам.
1 стол - сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения:
2 стол - сказки, отражающие труд и продукт людей:
3 стол - сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство:
ЗАДАНИЕ №4
Следующее наше задание, работая в группе, назвать пословицы и поговорки по группам.
ЗАДАНИЕ №5. Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать. Вы конечно догадались, что речь идет о рекламе.
- Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли рекламного агента. Следующее задание «Рекламный агент». Итак, попробуем сейчас создать рекламу.
Старший воспитатель: - Рефлексия. Подошёл к концу наш педсовет. Как вы думаете, смогли ли вы достичь цели, поставленной в начале педсовета? Откройте конверт под № 6, в нём лежит лист, на котором изображена «лесенка успеха» и человечек. Если вы довольны работой своей группы и всё у вас получилось, то поставьте человечка на верхнюю ступеньку. Если вы не очень довольны работой своей группы и что-то у вас сегодня не получилось, то поставьте человечка на среднюю ступеньку. Ну, а если вы совсем недовольны работой своей группы, то поставьте человечка на нижнюю ступеньку.
Решение педсовета :
1. Продолжать работу по формированию у дошкольников финансовой грамотности, используя современные технологии.
2. Пополнить методическую копилку: игры: интеллектуальные, сюжетно-ролевые, дидактические, конспекты ООД, конкурсы, квесты, праздники, развлечения, драматизация экономических сказок.
3. Повышать педагогическую грамотность родителей воспитанников.
Сроки: постоянно;
Ответственные: воспитатели, специалисты, старший воспитатель.