Кущенко Наталья
Педагогическое эссе «Профессия, ставшая судьбой»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия, ставшая судьбой
Каждый человек рождается для какого-то дела.
Эрнест Хемингуэй
Понять свое предназначение – это для человека стать самим собой. Если любить свою работу, тогда, по словам М. Горького, даже самый грубый труд возвышается до творчества. Ведь вся работа держится на личностях, и ее результат зависит не от должности и ее названия, а от человека, который ее занимает. Этой великой мудрости учит одна из притч – Притча о Шартрском соборе:
Публикация «Педагогическое эссе „Профессия, ставшая судьбой“» размещена в разделах
«Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках материал, задали один и тот же вопрос: «Что вы делаете?»
Первый ответил сквозь плотно стиснувшие зубы:
-Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем. Вон, какие мозоли набил на руках!
Второй сказал добродушно:
-Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам.
А третий распрямился, отер с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал:
-Я строю Шартрский собор!»
Я нашла свое место на корабле жизни, я люблю свою работу, я строю свой Шартрский собор. А работаю я социальным педагогом в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних. Дипломированный учитель начальных классов, русского языка и литературы, начинавший свой трудовой профессиональный путь воспитателем в «стране почемучек», в детском саду, продолживший свою педагогическую деятельность в школе, по воле судьбы стала социальным педагогом учреждения социальной защиты населения. Долгим ли был мой путь к духовному удовлетворению? Сказать не могу. Но именно здесь я ощущаю себя тем человеком, который спасает морских звезд после прилива. Их миллионы на берегу, кажется, что его попытки ничего не изменят. Но человек понимает, что это не так: его попытки изменят очень многое для звезд, которых он успеет бросить в море до отлива.
Социальный педагог представляет собой коктейль из разных профессий : воспитатель, учитель, психолог, педагог дополнительного образования, художественный руководитель, организатор, социальный работник, юрист, объектом действия которого является ребенок – самое сложное, бесценное и дорогое в жизни. «От умения педагогов, их мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь, здоровье, судьба, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо несовершеннолетнего, его место и роль в жизни, его счастье», - писал В. А. Сухомлинский.
Нести ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.
Специфика моей работы заключается в том, что я работаю с детьми -воспитанниками разного возраста, попавшими в трудную жизненную ситуацию, остро нуждающимися в социальной психолого-педагогической реабилитации. Как правило, это дети, которых выделяют в особую самостоятельную категорию и называют по-разному: проблемные, трудные, педагогически запущенные, дезадаптированные, дети с девиантным поведением, дети «группы риска». Это дети, бывшие за гранью человеческой жизни, потерявшие доверие к людям и миру. Как научить их верить и любить, если зачастую они были преданы близкими людьми, обделены искренними чувствами и эмоциями, не знавшие ласки и заботы, брошенные на произвол судьбы в бескрайнем океане жизни? Здесь педагогические методы и приемы иногда бывают бессильны.
Социальный педагог должен обладать палитрой человеческих качеств: доброжелательность, терпение, тактичность, милосердие, сострадание, оптимизм, общительность, культурность, порядочность, честность, справедливость, сила воли, активность, увлеченность, смелость, решительность, вера, выдержка, достоинство и самое важное – искренность, чтобы ребенок доверился и открылся. Он сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника. «Сеятели разумного, доброго, вечного, воспитатель сам должен быть воспитан», - К. Маркс. Лишь в этом единственном случае он может достичь положительных результатов и быть полезным.
Я осознала очень важную истину: наша жизнь состоит из мелочей, тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, может никогда ничего не сделать. Как говорят мыслители и философы, истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
Я люблю свою работу, люблю детей, которым помогаю и искренно радуюсь их успехам и победам в преобразовании и обновлении детской истерзанной души!