Соломатина Валерия Валерьевна
Педагогический проект «Здоровым быть здорово!» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
ФГОС ДО определяет здоровье в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Публикация «Педагогический проект „Здоровым быть здорово!“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Потому что большую часть времени в ребенок находиться дошкольном учреждении - в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Для дальнейшего планирования мероприятий проведен анализ факторов, влияющих на успешность реализации проекта.
SWOT - анализ проекта
Сильные стороны Слабые стороны
• Использование разных форм деятельности будет способствовать совершенствованию представлений об основах здорового образа жизни
• Проведение мероприятий по теме проекта позволит сплотить воспитанников
• У большинства воспитанников недостаточный уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни
Возможности Риски
• Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность по совершенствованию представлений о здоровом образе жизни
• Родители (законные представители) не обращают должного внимания на формирование знаний детей об основах здорового образа жизни
Ресурсное обеспечение проекта
Материально – техническое обеспечение Наглядно – методическое обеспечение
• Видео – аудиотехника, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук) • Детская художественная литература;
• Методическая литература;
• Мультимедийные презентации;
• Интерактивные игры;
• Дидактические, развивающие, настольно – печатные игры.
Цели и задачи проекта
Актуальность проблемы сформированности представлений у старших дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни позволило определить цель проекта : создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья у детей 5-6 лет
Достижение цели осуществлялось посредством реализации задач:
Для детей :
- продолжать формировать мотивацию у детей к ведению здорового образа жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- прививать интерес к разным видам спорта через познавательную деятельность;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- воспитывать нравственное поведение.
Для педагогов :
- обогащать здоровье сберегающую среду для благотворного физического развития детей;
- расширять спектр использования здоровье сберегающих технологий в практике образовательной деятельности.
Для родителей:
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- пропаганда потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни;
- укреплять связи между детским садом и семьей, изменяя позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей;
-мотивировать к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его.
Практическая значимость
Была проведена планомерная, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей, в которой дошкольники выступали активными участниками. Вся работа практической деятельности направлена на формирование мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья. Реализовывалась работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ через разнообразные методы обучения:
- словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественных произведений, пословиц, поговорок.
- наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, муляжей, схем, мультфильмов.
- виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, НОД, игровые ситуации познавательного характера.
Для укрепления и сохранения здоровья воспитанников используются нетрадиционные формы оздоровления, включающие в себя элементы дыхательной, зрительной и пальчиковой, утренней гимнастик, упражнения на укрепление осанки, профилактику плоскостопия, являющимися элементами современного направления - педагогики оздоровления.
Для формирования мотивации к ЗОЖ у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального и мышечного тонуса.
Благодаря введению данных форм работы и синтезу их с игровой деятельностью у детей происходит гармонизация отношений между собой. Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. У детей формируются полезные привычки, которые закладываются в процессе их организованной физической активности, во многом определяющие становление черт характера и стимулирующие интерес к здоровому образу жизни.
Партнёры и целевые группы проекта
Целевые группы Их интересы
Дошкольники старшей группы «Дюймовочка» ( дети одного возрастного периода: 5-6 лет) - Повышение интереса к здоровому образу жизни : желание заниматься утренней гимнастикой, выполнять культурно – гигиенические навыки, заниматься спортом;
- Повышение двигательной активности детей : привлечение всех детей к участию в подвижных играх, выполнение физических упражнений;
- Создание условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду с учётом здоровье сберегающей и развивающей среды.
Родители - Укрепление и сохранение здоровья детей;
- Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены.
Педагоги
Разработка, подбор материала, организуют образовательную деятельность, эффективно развивают творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекают родителей воспитанников.
Обеспечивают формирование способов гармоничного взаимодействия ребёнка с миром ЗОЖ, развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению детей дошкольного возраста.
Внедряют здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;
Организовывают здоровьесберегающую среду для благотворного физического развития детей;
Расширяют спектр использования здоровьесберегающих технологий в практике образовательной деятельности.
Обеспечивают интегративное взаимодействие всех участников проекта.
Повышают уровень собственной педагогической компетенции и образования.
Проводят информационно-просветительскую и консультативную работу (среди родителей и педагогов ДОУ).
Ожидаемые результаты
Проект направлен на внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности, расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье.
В проекте учитываются особенности психологического развития детей 5-6 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков.
В ходе реализации задач предполагается, что дети приобретут:
- мотивацию к ведению здорового образа жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- сформируется интерес к разным видам спорта через познавательную деятельность;
- укрепится здоровье детей через систему оздоровительных мероприятий;
- формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм отношение к себе, другим людям, миру в целом.
Педагоги :
- Улучшится материально-техническая база детского сада и оснащение его методической литературой.
- Пополнится предметно – развивающая среда играми валеологической направленности, материалом для полноценной двигательной деятельности дошкольников, проведения оздоровительных мероприятий;
- Использование, расширение здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей.
- Создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в ДОУ.
Родители:
- Приобретение теоретических знаний, и овладение практическими умениями в области физического воспитания детей;
- Сформируется осознанная потребность вести здоровый образ жизни, потребность заниматься физической культурой и спортом;
- Снижение уровня заболеваемости, повысится уровень физической подготовленности детей;
- Сформируется модель взаимодействия внутри ДОУ: ребёнок – родитель – детский сад.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта проходила на базе МБДОУ «Детский сад №105» с 13. 02. - 17. 02. 2023 года. Учитывая условия конкретного дошкольного образовательного учреждения, включение настоящего проекта в практику работы детского сада проходило поэтапно.
Этапы реализации проекта «Здоровым - быть здорово!».
Этапы Задачи Содержание Сроки Ответственные
Подготовительный
1. Определение актуальной значимости проекта;
2. Определение знаний детей о здоровом образе жизни,
3. Постановка целей и задач;
4. Подбор методической литературы и наглядно-дидактического материала для реализации проекта;
5. Организация и оснащение ППРС в группе. Изучение материалов и литературы по проблеме использования.
Подбор диагностического комплекта: заданий, вопросов для детей.
Проведение педагогической диагностики детей.
Обработка результатов, составление отчёта. 13.02.2023 Воспитатель
Основной 1. Создание развивающей среды.
2. Обеспечение условий для совместной и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
3. Повышение культуры ЗОЖ родителей и воспитанников, а также компетентности воспитателей. Подбор, организация и проведение НОД, игр и. т. д. соответствующих возрасту детей, их актуальному опыту и творческим возможностям.
13.02.2023-17.02.2023 Воспитатель, родители
Заключительный
Анализ и оценка эффективности проведённых мероприятий Итоговая педагогическая диагностика детей старшей группы «Дюймовочка». Самоанализ, отзывы коллег и родителей с последующим обобщающим анализом эффективности проекта.
Презентация и защита проекта. 17.02.2023 Воспитатель
В ходе первого предварительного этапа было организовано комплексное изучение проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о «здоровом образе жизни» с помощью методики В. Г. Кудрявцева - диагностика сформированности ценностного отношения ребенка здоровью и здоровому образу жизни. При проведении диагностики в первую очередь учитывались возрастные и индивидуальные особенности дошкольников старшей группы.
При проведении диагностических процедур руководствовалась следующими критериями для определения уровня сформированности здорового образа жизни (В. Г. Кудрявцева)
Анализ наблюдения и диагностики позволил сделать вывод о том, что уровень представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в основном – средний и низкий.
Дети имеют неточные, расплывчатые, а некоторых случаях даже ошибочные представления о человеке, об организме, о своём здоровье, о способах улучшения здоровья. В разговоре о том, как улучшить здоровье, большинство детей отвечают, что надо пить таблеточки и сиропы. Единицы называют занятия физкультурой, зарядку, закаливание. Это связано с тем, что многие родители не формируют у детей потребности быть здоровыми, просто их лечат, когда возникает необходимость.
Огромную часть информации и первые представления о здоровом образе жизни дети получают в семье. Однако, анкетирование среди родителей детей группы «Дюймовочка» показало по ответам родителей (80%, что они: не проводят в семье закаливающих процедур, не делают со своими детьми по утрам зарядку, не укладывают детей спать в одно и то же время. Предпочитают транспорт по дороге в сад и из него. Большинство детей никаких спортивных секций не посещают, но, несмотря на это, родители стараются придерживаться здорового питания и в выходные находят время для прогулок с ребенком на свежем воздухе.
Следовательно, следует усилить работу по ознакомлению родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания и оздоровления для формирования у родителей практических навыков по формированию потребности здорового образа жизни у детей.
Таким образом, обобщающий анализ полученных данных позволил включить воспитанников старшей группы «Дюймовочка» и их родителей в проект «Здоровым - быть здорово!».
Практический этап проекта был направлен на реализацию поставленных задач. С этой целью был разработан перспективный план взаимодействия всех участников проекта.
Отличительной особенностью настоящего проекта является характер участия каждого ребенка в деятельности, в которой он становится непосредственным участником.
Заключительный этап проекта направлен на изучение результатов работы по достижению цели и задач данного проекта. В рамках третьего этапа проекта были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе.
В результате проведение диагностики на заключительном этапе выявило эффективность проведенной работы по формированию здорового образа жизни детей старшей группы «Дюймовочка» (Приложение 2)
Результаты диагностики показывают:
с низким уровнем 35, 7 % (10 воспитанников).
средний уровень 28,6 % (8 воспитанников).
высокий уровень 35, 7 % (10 воспитанников).
Таким образом, наблюдается значительная динамика роста показателей эффективности реализации проекта.
Следовательно, если правильно организовать: развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематически работать по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, то всё это способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую тему.
Оценка результатов
Благодаря взаимодействию ДОО и семьи по воспитанию здорового ребенка, произошла заметная динамика, родители стали более заинтересованы проблемой формирования здорового образа жизни. Таким образом, взаимодействие с семьей в процессе воспитания здорового ребенка строили с учетом важнейших социальных потребностей в эмоциональной поддержке, доброжелательности окружающих; в познании; в активной самостоятельной деятельности; в разнообразном, содержательном общении ребенка со взрослыми и сверстниками. Именно в таком личностном партнерстве дошкольники активно приобщались к нормам ЗОЖ. В увлекательной, наглядно-практической форме взаимодействия воспитатели и родители обогащали представления детей о здоровье, об организме, его потребностях – воспитывают потребность в ведении здорового образа жизни.
Качественный анализ результатов показал, что дети стали лучше различать и понимать факторы, влияющие на здоровье человека, получили новые знания о ЗОЖ, повысили эмоциональное, психологическое, физическое благополучия. А также произошло сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Таким образом, полученные результаты доказывают эффективность настоящей проектной деятельности.
Реализовывая данный проект, пришла к выводу, что полученные воспитанниками знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения его. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Таким образом, у детей сформированы представления о правильном питании, о продуктах, приносящих пользу организму; здоровом образе жизни, значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой, сформированы знания о полезных привычках.
Педагоги продолжают овладевать здоровье сберегающими технологиями; повышать качество работы по взаимодействию с родителями. Используя различные методы: создание проблемных ситуаций; рассматривание иллюстраций; знакомство со схемами; дидактических игр, игровых упражнений и. т. д. позволяет педагогам повысить свой профессионализм.
У родителей повысилась активность в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей, приобрели знания, практические умения и навыки осуществления совместной оздоровительной работы, стали более активными участниками в жизни группы.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Я надеюсь, что выбранный путь – здоровый образ жизни - и станет той самой лучшей семейной традицией, которую они возьмут во взрослую жизнь. Ведь каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Перспектива развития проекта
или дальнейшее развитие проекта
Проект «Здоровым - быть здорово!» является результатом практико-ориентированной деятельности детей, родителей, педагогов старшей группы «Дюймовочка». Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношениях детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили своё здоровье и здоровье окружающих.
В результате данного проекта будет создана эффективная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
Рекомендации: Продолжать работу по формированию активного отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении, расширять кругозор в сфере здоровья и здорового образа жизни у воспитанников.
1. Защита проекта.
2. Продолжать расширять, обогащать, совершенствовать ППРС группы, по физической культуре, который должен быть оснащен разнообразным физкультурным оборудованием. Обеспечивающим охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Всё это повышает интерес детей к ЗОЖ и физкультуре.
3. Разработать систему профилактики и коррекции работы по повышению эффективности системы оздоровления в группе. Оздоровительные занятия должны проводиться по подгруппам, сформированным на основании индивидуальных наблюдений за детьми и состояния их здоровья.
4. Индивидуализация образовательной деятельности по теме «Здоровым - быть здорово!» уделять особое внимание малоактивным детям, чтобы стимулировать их потребность к двигательной деятельности, предлагать им интересные игры, чаще включать их в соревнования, словом, помочь каждому ребенку путем расширений знаний проявить имеющиеся потребности к активности.
5. Провести презентацию проекта «Здоровым – быть здорово!» на педагогическом совете ДОУ.
Таким образом, путем реализации проекта осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Данный проект будет интересен педагогам ДОУ, уделяющим большое внимание формированию здорового образа у детей старшего дошкольного возраста. Внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.
Ведь долг педагогов заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.