Анна Колпакова
Педагогический проект «Волга-матушка река» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №83
Педагогический проект
«Волга - матушка река»
в средней группе
Составили и провели
Воспитатели: Колпакова А. В., Иванова Е. И.
Январь, 2025г.
Тип проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей: 4-5 лет.
Руководители проекта: Колпакова А. В., Иванова Е. И.
I. ВВЕДЕНИЕ.
В 4-5 летнего возраста формируются представления о многообразии объектов животного и растительного мира, их сходстве и различии во внешнем виде и образе жизни поведении в разные сезоны года; совершенствует умения сравнивать, выделять признаки, группировать объекты живой природы по их особенностям, месту обитания, образу жизни, питанию; направляет внимание детей на наличие потребностей у животных и растений (свет, тепло, вода, воздух, питание); создает ситуации для понимания необходимости ухода за растениями и животными относительно их потребностей. В соответствие с этим организуется целенаправленное экспериментирование и опыты для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы, расширяя представления об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы). Уточняет представления о признаках разных времен года (погодные изменения, состояние деревьев, покров, изменений в жизни человека, животных и растений); о деятельности человека в разные сезоны года (выращивание растений, сбор урожая, народные праздники и развлечения и другое). Педагог способствует усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу.
«Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!» Александр Дюма.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ.
В мире много прекрасных мест, которые очень хочется посетить. Но что может быть краше и милее родной страны? Россия так богата природными чудесами, пожалуй, как ни одна страна в мире. Истинно русским природным чудом считается - река Волга. Ее можно назвать одной из самых больших и красивых рек в Европе. Она особенно любима русским народом. «Царица», «Волга-матушка» – так ласково ее называют не только в России. И она действительно царица рек. Мощь и величие, сказочная красота окружающей природы и богатейшая история прославили Волгу на весь мир еще в самые древние времена.
Волга заворожила и нас своей красотой и побудила к творчеству. И тогда мы решили, а почему бы нам не рассказать детям о красоте и величии реки Волга. Ведь наш любимый город Ульновск находится на ней. А что же дети о ней знают? Многие, кроме названия – ничего! Дети, живущие на такой великой реке обязательно должны знать её историю, осознавать её значение для жизни города и горожан; иметь представления о городах, которые расположены по берегам реки Волга; называть животный и растительный мир реки; и конечно не забывать и об экологических проблемах. Только такое осознание позволит нашим детям строить гармоничные отношения с окружающей средой.
Объект проекта: река Волга
Цель проекта: формирование чувства патриотизма, любви к Малой Родине, формирование стремления и готовности защищать природу родного края.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с Волгой как с основным элементом природы нашего родного края;
- сформировать у дошкольников представление о природе родного края.
Развивающие:
- развивать у детей навыки правильного поведения на природе и в городе;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, желание ее защищать.
III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕТА.
1. этап. Подготовительный.
Работа педагога:
1. Подобрать методическую литературу по данной теме.
2. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.
3. Подготовить темы бесед с детьми о городе Ульяновск и о реке Волге.
4. Подобрать стихотворения, сказки и рассказы по данной теме
5. Подобрать подвижные игры, пальчиковые гимнастики и физкультминутки по данной теме.
6. Подобрать информацию для папки-передвижки и консультаций для родителей.
7. Разработать план итогового мероприятия.
8. Составить перспективный план мероприятий.
Работа с детьми: беседы о семье, о родном городе, об улице, где мы живем, о нашем детском саде.
Работа с родителями: введение в тему проекта, обсуждение с родителями плана реализации проекта, выявление ресурсов.
2. Основной этап.
Перспективный план
День недели Работа с детьми Работа с родителями
13.01. Беседы с детьми на темы: «На какой реке стоит город Ульяновск», «Что я знаю о реке Волге», «Что можно и нужно делать для сохранения Волги» Цель: Выяснить из личного опыта детей, какие реки знают, что знают о реке Волга. Заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию Размещение консультаций в родительском уголке «Река Волга», «Волга - великая русская река» Цель: Способствовать эффективному донесению актуальной информации.
Размещение информаций для родителей «Осторожно тонкий лед», «Берегите нашу реку», «Вода - это жизнь». Цель: Способствовать возникновению желания оберегать природу.
14.01. Рассматривание книг, фотографий, энциклопедий иллюстраций с изображением Волги. Цель: Развивать у детей интерес к книгам о реке Волга.
15.01. Опытно-экспериментальная деятельность с водой «Свойства воды». Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования с водой. Развивать исследовательские навыки.
16.01. Проведение настольных, дидактических: «Хорошо – плохо», «Мозаика», «Найди отличия», «Кому нужна вода», «Четвертый лишний». Цель: Развивать умение применять ранее полученные знания.
17.01. Проведение подвижных игр: «Рыбы», «Рыбки плавают в водице», «Щука и караси». Цель: развивать умение применять ранее полученные знания, называть животный и растительный мир реки, активизировать речь детей.
20.01. Рассматривание и беседы по картинам: «Исток Волги» фотопейзаж, Свежий ветер. Волга», «Волга с высокого берега» И. Левитана, «Ледоход на Волге», «Волга» А. Саврасов.
Слушание песен о реке Волге. Цель: Познакомить детей с художниками, изображавшими великую реку Волга. Создание буклета «Нашим рекам чистые берега».
Посещение родителей с детьми на реку Волга, отчет фотографий
21.01. Беседы на темы: «Жила-была река», «Волга – красавица», «Волга – труженица, кормилица». «Речной транспорт». «Человек и Волга». Цель: Обобщить представления детей о красоте и величие реки Волга. Дать детям представление о реке Волге, как о среде обитания растений и животных.
22.01. Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Волга и Вазуза», Чуйков «Сказки старой ивы», Б. Заходер «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила-была речка». Цель: Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о городе Ульяновск и реке Волга.
23.01. Просмотр презентации «Река Волга». Цель: Способствовать систематизации знаний о реке Волга с помощью ИКТ.
24.01. Аппликация с элементами рисования «Корабли на Волге». Цель: учить создавать образ реки Волга разными видами искусства. Побуждать детей к творчеству.
3. Заключительный этап.
Работа с детьми: проведение спортивного развлечения «Поможем Волге»
Создание фотоальбома «Волга – матушка река».
IV. РЕСУРСЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор, ноутбук, интернет.
V. ВЫВОДЫ.
В течение проекта были проведены беседы, дидактические, подвижные игры и развлечения с целью изучения и закрепления знаний детей о природе родного края, в частности о реке Волге. Кроме того, рассматривались фотографии, иллюстрации с видами нашего города и читались стихотворения и рассказы о природе родного края. В результате всего вышеперечисленного дети закрепили и углубили имеющиеся знания о городе Ульяновск и реке Волге.