елена бабина
Педагогический проект в средней группе «Дружная семья народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска»
Педагогический проект
в средней группе :
«Дружная семья народов».
Автор проекта : Бабина Е. В.
Смоленск, 2024 г.
Методический паспорт проекта.
1. Тема Педагогический проект : «Дружная семья на» предназначен для реализации в условиях ДОУ общего типа.
Публикация «Педагогический проект в средней группе „Дружная семья народов“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
2. Тип проекта Познавательно-творческий.
3. Руководитель проекта Бабина Е. В.
4. Сроки реализации проекта Краткосрочный 21-23 августа 2024 года.
5. Участники проекта Дети средней группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие толерантного воспитания дошкольников.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. К четырем годам ребенок учится видеть свою отличность от других и отличность других от себя.
Через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры. Знакомство детей с традициями не только своей, но и другой национальности, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своим предкам, традициям.
Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Одним из важных звеньев по формированию толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Цель проекта : формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Обучающие:
1. Оргаизация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Создание условий для развития толерантных отношений у детей младшего дошкольного возраста
3. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
4. Систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками.
5. Способствовать созданию в группе атмосферы доброжелательности, благоприятного психологического климата, атмосферы добра, сердечности и любви.
Развивающие:
1. Развивать социально – коммуникативные качества.
2. Развивать эмоциональную сторону детской личности.
3. Развивать эмоциональную сторону детской личности.
4. Уточнить и закрепить представление детей о дружбе.
Воспитательные:
1. Воспитывать уверенность в том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
2. Воспитывать у детей умение по настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.
3. Воспитывать толерантность, чувства уважения к другим народам.
4. Воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь.
Задачи проекта для педагогов и родителей :
1. Создание условий в группе для формирования толерантности у детей, родителей, воспитателей.
2. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам (знакомство с понятиями «правило», «Закон», «норма», «требования», «уважение»).
3. Развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умение делать свой выбор; мирно без конфликтов решать возникшие проблемы в воспитании толерантности.
4. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Предполагаемые результаты:
1. Формирование коммуникативной компетентности воспитанников по теме «Дружба»;
2. Развитие дружеских взаимоотношений между детьми, доброжелательности по отношению друг к другу, сплочение коллектива.
3. Систематизация знаний о толерантности, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, применение полученных знаний на практике;
4. Использование основных форм речевого общения между детьми, диалоголизации речи в ситуации творческого и игрового общения;
5. Улучшение микроклимата в группе
6. Словарный запас детей обогащён новыми терминами, понятиями.
Педагогические принципы проекта :
• Доступность – учет возрастных особенностей детей.
• Систематичность и последовательность.
• Постепенная подача материала от простого к сложному.
• Динамичность (интеграция образовательных областей).
• Принцип развивающего обучения.
Основные методы реализации проекта :
• Словесные (беседа, рассказ, объяснение);
• Наглядные (показ картин иллюстраций);
• Практические (дидактические игры, подвижные игры).
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
Содержание Ответственный
1. Составление плана деятельности. Воспитатель
2. Подбор методической литературы.
Воспитатель
3. Выявление первоначальных знаний детей о людях других национальностей. Воспитатель
4. Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о дружбе.
Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о дружбе. Воспитатель, родители
2. Основной этап.
Содержание Ответственный
Чтение художественной литературы о дружбе (стихи, рассказы, потешки) : «Дружат дети всей земли» Викторов В., «Два друга» Квитко Л., В. Осеева (цикл рассказов, «Два товарища» Толстой Л., «Незабудка не смогла подружиться» О. Гавриченко. Чтение главы «Друзья из книги Ч. Янчарского «Приключения мишки Ушастика».
Чтение стихотворения М. Джалиля «Петух». Воспитатель
Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются».
Задачи: Расширять представления о дружбе, побуждать детей к активному диалогу, высказыванию своих впечатлений по теме. Способствовать обмену и усвоению новой информации.
Воспитатель
Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей.
Цель: расширять представления детей о том, что в нашей стране живут много людей разных национальностей.
Воспитатель
Русская народная игра «Гуси-лебеди»
Цель: упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно. Воспитатель
Русская народная игра «Жила была бабка»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу. Воспитатель
Белорусская народная игра «Посади картошку»
Цель: развитие быстроты, силовой выносливости. Воспитатель
Французская народная игра «В огороде чучело»
Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве. Воспитатель
Фестиваль «Дружба народов»
Цель: Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям. Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Воспитатели
Рисование «Подарок другу»
Цель: воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми. Воспитатель
Прослушивание песен
«От улыбки хмурый день светлей», «Я, ты, он, она.»,
«Матушка земля», «Во садочке»
Воспитатель
3. Заключительный этап.
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
Воспитатель
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Воспитатель
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей по вопросу толерантного воспитания детей.
• Консультация для родителей «Как воспитывать толерантного человека»
Заключение
Подводя итоги, проведенной работы, мы можем сказать, что, воспитанники, познакомились с национальностями разных народов мира расширили свой кругозор и пополнили словарный запас об окружающем мире, развили эмоционально-творческие навыки. Имеют представления о традициях, обычаях, праздниках разных народов, знакомы с национальными играми, сказками.
Воспитанники с уважением и интересом относятся к традициям других народов.
Список литературы:
1. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях / Л. И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
2. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г. Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.
3. Кожанова, М. Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М. Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.
4. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М., ТЦ Сфера, 2008.
5. Сафина, Н. М.» Башкирские костюмы» / Н. М. Сафина. – Уфа, 2009.
6. Строгонова Л. В. «Воспитание толерантности» М. 2007 г.
7. Тенькова, А. Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А. Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // https://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680
8. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 127-128.
Приложения 1.
Русская народная игра «Жила была бабка»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Дети учат стихотворение, потом вместе с ведущим повторяют его несколько раз, каждый раз ускоряя темп.
Жила-была бабка
У самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Бабка шустрая была –
Купила мочало,
Наша песня хороша-
Начинай сначала.
Белорусская народная игра «Посади картошку»
Цель: развитие быстроты, силовой выносливости.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение действовать в команде;
- расширение закреплений знаний детей о картошке, её полезных свойствах.
Развивающие:
- развивать у детей ловкость, быстроту, скоростно – силовые качества;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающие:
- воспитывать ответственность за результаты труда;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, окружающим взрослым.
Атрибуты для игры: Ровная площадка размером примерно 10х20 метров, камешки. Количество игроков от 8 и более.
Ход игры:
Создаются две команды по 4 - 6 человек. Игроки выстраиваются в колонны у стартовой черты.
Игрок, стоящий первым, - капитан. Он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии 20 - 30 шагов от каждой команды начерчены пять кружков.
По сигналу капитаны бегут к кружочкам и «сажают» картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который бежит «собирать» картошку, и т. д.
Побеждает команда, первая «посадившая» и «собравшая» всю картошку. Игра повторяется несколько раз.
Французская народная игра «В огороде чучело»
Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Атрибуты: шляпа.
Ход игры: Дети стоят по кругу – это «огород», в центре круга ребенок в шляпе – «Чучело». Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:
В огороде чучело шляпу нахлобучило,
Рукавами машет, и как будто пляшет.
Надоело чучелу целый день стоять,
Захотело чучело с нами поплясать (поиграть).
Если «Чучело» говорят поплясать, то показывает танцевальные движения, все повторяют. Если поиграть дети разбегаются, а «Чучело» старается их догнать. Выбирается новый водящий и игра повторяется.
Приложения 2.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету, результаты которой помогут нам выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.
1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?
- положительно;
- отрицательно;
- равнодушно.
2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?
- да;
- нет;
- не знаю.
3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?
- да;
- нет;
- не знаю.
4. На каком языке вы произнесли первые слова?
5. А на каком говорите сейчас?
6. Какие песни и танцы вам больше нравятся?
- соседних народов;
- национальные;
- эстрадные;
- зарубежные.
7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?
8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели?
9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?
10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:
- быть терпимыми к их национальным особенностям;
- быть с ними настороже.
11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?
- нет;
- да.
12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:
- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;
- чтоб он не общался с ним.
13. Что такое толерантность?
- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- готовность быть терпимым, снисходительным;
- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться
с мнением других, быть снисходительным.
14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?
- да;
- нет;
- не знаю.
15. Для того чтобы не было войны…
- нужно понимать, почему они происходят;
- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?
- говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т. д. ;
- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;
- или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;
- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.
Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.
Приложения 3.
Консультация для родителей «Как воспитывать толерантного человека»
Важнейшей задачей взрослых является развитие толерантности у подрастающего поколения, т. е. умения строить взаимоотношения, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, необходимо формировать у детей систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т. п.
Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. А что же для этого нужно? Необходимо начать с себя:
«Заповеди разумного воспитания» :
Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Предоставьте ребенку самостоятельность.
Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
Воспитание - это последовательность целей. Дети учатся жизни, которой они живут.
Если детей критиковать, они учатся обвинять.
Если дети видят враждебность, они учатся драться. Если дети живут в страхе, они учатся бояться.
Если детей жалеть, они учатся жалеть себя.
Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми. Если дети видят ревность, они узнают, что такое зависть.
Если детей стыдить, они учатся чувствовать себя виноватыми.
Если дети живут в атмосфере терпимости, они учатся быть терпеливыми.
Если детей подбадривать, они вырастают уверенными в себе.
Если детей хвалить, они учатся ценить.
Если детей одобрять, они учатся нравиться себе. Если детей принимать такими, какими они есть, они учатся видеть в мире любовь.
Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми.
Если дети видят честность и справедливость, они узнают, что такое правда и справедливость.
Если дети растут в безопасности, они учатся верить в себя и в тех кто их окружает.
Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно :
- не обижать его; выслушивать его мнение и считаться с ним
- уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка.
- уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов
- не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
- нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п.
Главные методы воспитания в семье – это пример общие с родителями занятия беседы поддержка ребенка в разных делах, в решении проблем; привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне её
Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
Правила воспитания толерантной личности
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
В этом случае в ребё нке будут черты толерантной личности : терпение; умение владеть собой; доверие; чуткость; способность к сопереживанию; снисходительность; расположение к другим; чувство юмора; терпимость к различиям; доброжелательность; гуманизм; любознательность; умение слушать; несклонность осуждать других.