Ольга Запорощенко
Педагогический проект «Театр и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Театр и дети»
в старшей и подготовительной группе
Актуализация
Театр-это таинство, сказка, волшебство. Для воспитателей детских дошкольных учреждений театр – это ещё и средство эмоционально – эстетического воспитания.
Публикация «Педагогический проект „Театр и дети“» размещена в разделах
Личность ребенка формируется в процессе активной деятельности и прежде всего - в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы ребенка, окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игрой насыщена вся жизнь детей, и каждый ребенок хочет играть в ней свою роль. Как же научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя? Этому поможет театр.
Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральное представление. Где они дети - артисты, другие - зрители. Театр - один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием воли, создавать положительный эмоциональный настрой и нередко - выходить через игру из конфликтных ситуаций. В игре, в частности театрализованной ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это требует творческой активности личности. Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие сжатости - обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование.
Постановка проблемы
Существует внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности, но содержательная составляющая отсутствует. Дети в группе никто не был ни в одном театре. Обуславливается это удалением местоположение от г. Перми, где находятся театры.
Несмотря на то, что 8 % детей (3 чел.) посещают танцевальные и хоровые кружки при РДК, наблюдается несформированность умения у детей навыков «актерского мастерства» : тихая речь, стеснение выступать на публике и не умение передаче эмоций персонажей.
Целеполагание
Цель: обогащение знания детей о театре и развитие театральной культуры;
вовлечение детей и их родителей в совместную театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Знакомство детей с видами театра, с актерской студией в п. Ильинский, театрами находящиеся в г. Перми.
2. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и бутафории для театрализованной постановки.
Участники проекта
Участниками проекта являются взрослые и дети.
-дети старшей и подготовительной группы (выступают в качестве актеров);
- воспитатели группы (координируют всю подготовку театральной постановки);
- учитель-логопед (отрабатывает сценическую речь с детьми);
- музыкальный руководитель (отвечает за подготовку сценария и музыкального сопровождения, исполнения музыкальных произведений актерами);
- родители воспитанников. (изготовление костюмов и бутафории)
- бабушки воспитанников (участие в постановке в качестве действующих лиц).
Тип проекта : творческий
Длительность проекта : 20 марта по 7 апреля
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный 20-26 марта
— анкетирование родителей;
— наблюдение за деятельностью детей;
— выделение целей и задач;
— создание условий для реализации проекта.
2 этап - основной этап 27-31 марта
— работа с детьми;
— взаимодействие с родителями.
3 этап – заключительный. 1-7 апреля
— подведение итогов реализации проекта;
— соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Планируемый результат
- повышение уровня у детей и их родителей к театральному искусству;
- создана картотека игр и упражнения для развития жестов и мимики детей;
- создан альбом и электронная презентация «Театр. Виды театра»;
- обогащение среды для с/р игры «Театр» (афиши, билеты);
- педагоги, дети и их родителей вовлечены в совместную театрализованную деятельность, посредством которой:
1. созданы условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
2. совершенствуются артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительского умении;.
3. дети овладевают элементарными художественно-образными выразительными средствами (интонация, мимика, жесты);
4. родители привлечены к изготовлению костюмов и бутафории для театрализованной постановки к мюзиклу «Кошкин дом";
- театрализованная постановка мюзикл «Кошкин дом».
Содержание работы:
— просмотр спектакля и беседа об том, что увидели;
— презентация на тему различных видов театра;
— активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра;
— обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе;
-рисование с детьми вариантов занавеса, оформления сцены.
— создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов, оформление номеров на стульях в зрительном зале; подбор музыки, реквизита) ;
— репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей настоящим зрителям — детям младшей группы.
С родителями:
— наглядная информация для родителей, консультации в родительских уголках;
-изготовление совместно с детьми кукол для кукольного театра ДОУ, выставка «Мы всерьёз играем в куклы»
Виды деятельности
Коммуникативная деятельность:
Беседа с детьми «Мы пришли в театр» :
Знакомство с понятием театр : (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.).
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура».
Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.
Знакомство с музыкальными театрами.
Цель: Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как “опера”, “балет”, “музыкальная сказка”.
Игровая деятельность:
Ритмопластика. Этюды на движение: «Лиса идет», «Пляска зверей». Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами.
Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
С/р игра «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки).
Цель: Познакомить детей со сценарием (постановкой) сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.
Театр на ложках театр «Теремок».
Цель: развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать речь, развивать речевую выразительность.
Изобразительная:
Выставка рисунков «Волшебный мир театра».
Цель: дать возможность детям передать в рисунке свое видение театра, сцены, героев спектаклей; развитие творческих и графических способностей.
-Аппликация «Афиша к любимой сказке».
-Лепка «Слепи своего любимого героя сказки».
Аппликация коллективная «Крылатый, лохматый да масленый».
Цель: совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера, развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое начало; составлять композицию; дополнять различными элементами.
Музыкальная:
Прослушивание записи музыкальных сказок.
Цель: приобщение детей к миру музыкального искусства.
-Прослушивание музыки к танцам, импровизационные танцы, разучивание танцев.
-Пение, игры с пением «Узнай по голосу», муз. В Ребикова; «Ищи», муз. Т. Ломовой;
-Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение (использование экрана).
-Подготовка мюзикла «Кошкин дом» : пластические этюды, артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика, отработка диалогов игры на развитие чувство ритма и координацию движения.
-Мюзикл «Кошкин дом».
Познавательно-исследовательская деятельность
-Рассказ воспитателя: «Театральные профессии», «Виды театра»
-Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин и др.
-Художественное слово о театре (поговорки, пословицы, загадки, стихи и т. д.)
-Выпуск афиши группы
-Создание альбома «Театр. Виды театра»
-Знакомство и рассматривание зданий разных театров страны
-Фотовыставка «Мы – артисты»
-Поисково-исследовательская деятельность «Театр в жизни нашей семьи»
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Изготовление фигурок для теневого театра.
Цель: прививать любовь к ручному труду, вызвать интерес к творческой деятельности; учить выделять особенности персонажа при изготовлении фигурок.
Восприятие художественной литературы и фольклора
С. Я. Маршак «В театре для детей»
А. Барто «Квартет»
«Театр» В. Миодушевский
Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», беседа по содержанию.
План реализации
№ п/п мероприятие ответственный срок Планируемый результат
1 Анкетирование родителей Зырянова М. В. 20-21 марта Выявление уровня заинтересованности родителями привитием театральной культуры детям
2 Создание условий для с/р игры «Театр» Запорощенко О. Г. 20-21 марта Выявление уровня владения детьми театральной культуры
3 Разработка педагогического проекта «Театр и дети» Зырянова М. В., Запорощенко О. Г. 22-23 марта Разработан педагогический проект, выявлены цели и задачи проекта, определены мероприятия и сроки их реализации, намечен предполагаемый результат
4 Консультация для родителей «Театр и дети» Зырянова М. В., Запорощенко О. Г. 24 марта Знакомство родителей с педагогическим проектом «Театр и дети», определена совместная деятельность и разграничены роли участия родителей в проекте
5 Создание презентации, альбома «Театр. Виды театра» Запорощенко О. Г. 24 марта Созданы дидактические пособия для проведения совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей.
6 Создание картотеки «Ритмопластика» Зырянова М. В. 24 марта Создана картотека игр и упражнений для развития жестов и мимики у детей.
7 Беседа с детьми «Театр. Виды театра» Запорощенко О. Г. 24 марта Дети обогатили знания о театре, видах театра. Получение положительного отношения к театра.
8 Распределение ролей, первая репетиция мюзикла «Кошкин дом» Запорощенко О. Г. 24 марта Погружение в мир театра
9 Ритмопластика. Этюды на движение. Зырянова М. В. 27 марта Развитие у детей умение пользоваться жестами, мимикой.
10 Беседа «Театральные профессии» 27 марта Сформированы представления детей о театральных профессиях, расширен словарный запас.
11 Изготовление афиши к мюзиклу «Кошкин дом» Запорощенко О. Г., 27 марта Оформление афиши к театральной постановке мюзикла «Кошкин дом», дети получили информацию о создании афиши, о ее составляющих. Создание атрибута для с/ри «Театр»
12 Создание фигурок для теневого театра 28 марта Обогащение развивающей среды группы, привитие у детей создавать атрибуты к играм своими руками, получать удовольствие от совместной деятельности.
13 Изготовление билетов Родители и дети 27 марта Организована совместная деятельность в вечернее время в кругу семьи родителей и детей по изготовлению билетов по определенному шаблону. Изготовлены билеты для театрализованной постановки. Создание атрибута для с/ри «Театр»
14 Чтение художественной литературы и фольклора Зырянова М. В., Запорощенко О. Г 20 марта – 7 апреля Восприятие художественной литературы и фольклора детьми, дети умеют выделять главную мысль литературного произведения, чувствовать эмоциональное состояние героев.
15 с/р игра «Театр», «Мы артисты» Зырянова М. В., Запорощенко О. Г 27-31 марта Обогащение опыта детей в познании составляющих театральной культуры, умение распределять роли, уметь слушать и слышать друг друга.
16 Репетиция мюзикла «Кошкин дом» Васюкова Н. Н., Зырянова М. В., Запорощенко О. Г 28-29 марта Погружение в мир театра, совместная деятельность с родителями во время подготовки к театральной постановке мюзикла «Кошкин дом»
17 Индивидуальные консультации с детьми по сценической речи Андронова Т. Ю. 28-29 марта Дети получили навык громкой и выразительной речи
18 Экскурсия в театральную студию при РДК Зырянова М. В., Запорощенко О. Г 30 марта Дети, родители прониклись атмосферой театра, получили сведения о составляющих успеха – костюмы, бутафория, актерское мастерство.
19 Театрализованная постановка мюзикла «Кошкин дом» Васюкова Н. Н., Андронова Т. Ю. ,
Зырянова М. В., Запорощенко О. Г
31 марта Педагоги, дети и их родители погружены в атмосферу театра, ощущение зрителей, актеров.
20 Проект «Театр в нашей семье» Родители и дети 3 апреля Организована совместная деятельность родителей и детей в свободное время дома, проанализирован семейный досуг, спланированы мероприятия по «вхождению театра в семью».