Дарья Младенцева
Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете.
И. В. Гёте
Актуальность проекта: Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, в частности освоения им сенсорных эталонов. У детей с нарушениями зрения отмечаются особенности в овладении сенсорными эталонами. При отсутствии специальной поддержки в дошкольном возрасте формируется значительно меньший объём представлений о сенсорных эталонах. Многие дети к моменту поступления в школу имеют низкий уровень представлений о цвете. В то же время нормально видящие дети к этому возрастному периоду в полной мере овладевают системой сенсорных эталонов, что, обеспечивает полноту восприятия, и, в свою очередь, сенсорную готовность к школьному обучению.
Публикация «Педагогический проект „Радуга“ в группе для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Низкий уровень сформированности и овладения сенсорными эталонами у детей с нарушениями зрения приводит к стойким вторичным отклонениям в зрительном восприятии, что влечёт за собой трудности в учебной деятельности.
Исследования показывают, что само по себе чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира.
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации проекта: 5 недель (краткосрочный).
Участники проекта: воспитанники коррекционной группы №2, воспитатель группы, младший воспитатель, родители.
Цель: Расширение, уточнение представлений детей о явлениях природы (радуга). Развитие зрительного восприятия, цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста с нарушением црения.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.
2. Формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях (радуга);
3. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания.
4. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
1. Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
2. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, активность, целеустремлённость и т. д.
5. Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к собственной деятельности и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
3. Способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
• на стремление к самостоятельной работе;
•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Продукты проекта: художественное творчество, выставки, фотоотчёты.
Проблема: в связи с особенностями развития, не все дети подготовительной к школе группе различают цвета.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители:
Дети:
• Формирование знаний о радуге, как о природном явлении.
• Возрастание речевой компетенции (отвечать на вопросы, делать простейшие выводы).
• Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители:
• Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагог:
• Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Проект состоит из трёх этапов:
• 1 этап – подготовительный – 2 недели;
• 2 этап – основной – 2 недели;
• 3 этап – заключительный – 1 недели.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Радуга»
Подготовительный этап
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Цель:Привлечь родителей к реализации проекта «Радужный мир».
2. Подбор дидактических, подвижных и настольных игр;
игрушек по цвету;
создание мини-лаборатории по работе с цветом, для опытов и нетрадиционного рисования. Цель:Систематизация материала.
Основной этап
3. Беседы с детьми в рамках темы проекта:
«Радуга -дуга»
«Семь цветов радуги»
«Краски вокруг нас»
«Чем пахнет цвет»
Цель:Расширить кругозор детей; учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.
4. Дидактические игры «Найди пуговки», «Полосатый коврик»,
«Посади бабочку на цветок»,
«Найди цвет»,
"Цветик - семицветик", «Пуговички - ниточки»,
«Цветовой код»,
«Лабиринт шарики»,
«Цвета и формы»,
«Форма, цвет, размер»,
«Прищепки»
«Теплые и холодные цвета»
Подвижные игры
«Прыжки за цветом», «По малину в сад пойдём»,
«Краски»,
«Цветные шарики»,
Цель:Развитие цветовосприятия, цветоразличения, зрительного восприятия. Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о цветах в природе. Развивать память, внимание, наблюдательность. Обогатить словарный запас, способствовать воспитанию у детей умения играть вместе.
Развивать двигательные навыки.
5. Разучивание стихотворений, поговорок, песен, связанных с темой проекта. Цель:Познакомить с фольклорными произведениями по теме проекта.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок (репродукции картин П. Рубенса «Двойная радуга» и А. Куинджи «Радуга»). Цель:Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
7. Художественное творчество с детьми в рамках темы проекта. Цель:Развивать фантазию, творческие способности; повышать сенсорную чувствительность; формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат; развивать глазомер; воспитывать эстетический вкус.
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Цель:Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.
9. Выставка «Вот какая радуга!»
Фотоотчёт. Цель:Привлечь к совместному труду всех детей в группе.
10. Чтение художественных произведений. Цель:Познакомить детей с произведениями о радуге, цветах спектра.
11. Украшение группы работами детей. Цель:Привлечь к совместному труду всех детей в группе.
12. Викторина «Разноцветная радуга» Цель:Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать фантазию, творчество, воображение.
13. Фотоотчёт «Радужный мир» Цель: Подведение итогов проделанной работы.
План экспериментальной деятельности по реализации проекта «Радуга»
1.«Волшебники» Окрашевание сухих макаронных изделий пищевыми красителями. Ёмкости с водой, пищевые красители, макаронные изделия.
2.«Весёлые превращения» Получение новых цветов путём смешивания основных цветов. Палитра, кисти, краски основных цветов.
3.«Сосуды - растения» Выяснить каким образом флористы могут менять цвета растений. Листья фиалки, ёмкости с окрашенной водой.
4.«Цветная гусеничка» Используя действие капиллярных сил, показать один из способов окрашевания материала (бинта). Ёмкости с окрашенной водой, пустые ёмкости, бинт 50 см.
Список литературы:
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук. – Ярославль, Академия развития. 1999 г.
2. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС. Москва 2007.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры детей – М. Просвещение 1988 г.
4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников - М., 1997.3. С.
5. Малева З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Челябинск, 2006
6. Могилевская С. А. Семь разноцветных сказок. 1981г.
7. Нищева Н. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.
8. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. - СПб. : Речь, 2003.- 152 с.
9. Фопель К. Привет глазки. 2009г.