Марина Латыпова
Педагогический проект по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Безымянные герои»
▼ Скачать + Заказать документы
«Безымянные герои».
Аннотация проекта
Данный проект посвящен жизни, подвигу детей-героев ВОВ. Проект «Безымянные герои» содержит работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, в частности детей, которые являются ярким примером служения своей семье, стране, миру.
Публикация «Педагогический проект по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста „Безымянные герои“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Приобщение детей к истории и памяти народа, частью которого он является, выступает важным средством формирования самоидентификации, самосознания и гражданской ответственности подрастающего поколения. В содержание образовательной деятельности необходимо включить экскурсии, беседы, встречи с ветеранами, слайдовые презентации на тему «Победы», проектно-исследовательскую деятельность, работу с семьями воспитанников, создание мини-музея, памятной книги, художественно-эстетическую деятельность.
Таким образом, проект «Безымянные герои» позволит более полно осуществить патриотическое воспитание, привить любовь к своему Отечеству, осознанию священного долга защиты своей Родины.
1. Актуальность проекта.
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов. Дети наравне с взрослыми боролись с врагом, вступали в партизанские отряды, ходили в разведку, подрывали на железной дороге вражеские поезда, груженные пушками, танками, зенитными орудиями. Дети 11-14 лет проявляли исключительную смелость, находчивость. Многие из них награждены орденами и медалями, некоторым присвоено звание Героя Советского Союза. К несчастью, большинство детей-героев погибли смертью храбрых. На примере детей-героев ВОВ можно развивать чувство патриотизма среди воспитанников.
Вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину обуславливает актуальность выбранной темы.
2. Постановка проблемы
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Подвиг советского народа в этой войне еще не оценен до конца. Подрастающее поколение, мало знает о жизни людей в годы ВОВ, о подвигах не только взрослых, но и детей в то трудное время. Помнить о нашем солдате-победителе, об угрозе возрождения фашизма, о бережном отношении к людям, к жизни, к миру надо постоянно. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к Родине, воспитать чувство патриотизма. Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Спасибо Вам за то, что мы войны не знаем»».
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта :
Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе мотивационно-целостного представления о детях-героях ВОВ.
Задачи проекта :
- Формировать социально-значимые качества на основе традиций патриотического воспитания;
- Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину;
- Стимулировать потребности дошкольников в постоянном поиске сведений об участниках ВОВ, сверстников нынешних школьников;
- Приобщать детей, педагогов и родителей к изучению истории и культуры в годы ВОВ;
- Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Участники проекта :
- Воспитанники старшей и подготовительной группы ДОО
- Родители
- Педагоги
Проект долгосрочный – на 2013-2014 учебный год.
4. Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Этапы Содержание работы Срок Ответственный
I Предпроектный
(сбор информации по проблеме)
Социологический опрос
Формирование творческой группы, распределение обязанностей
Формулирование целей и задач проекта
Изучение литературы,
интернет - ресурсов по теме проекта
Анализ предметной среды группы
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Октябрь 2013
Сентябрь-Ноябрь 2013
Ноябрь 2013
Ст. воспитатель
Педагоги
Ст. воспитатель
Ст. воспитатель, педагоги
Ст. воспитатель, педагоги
II Проектный Деятельность в соответствии с тематическим планированием
Сбор и систематизация информации о детях-героях ВОВ
Консультации для педагогов и родителей.
Создание в группе условий для реализации проекта : выставка книг, альбом с фотографиями времен ВОВ, просмотр фильмов о войне.
Создание слайдовой презентации для детей «Маленький солдат»
В ходе реализации проекта
Декабрь 2013
В ходе реализации проекта
Январь-февраль
2014
Март 2014
Ст. воспитатель, педагоги
Ст. воспитатель, педагоги
Ст. воспитатель, педагоги
Ст. воспитатель
педагоги
педагоги
III Результативный Презентация проекта на городском конкурсе «Маленькие патриоты»
Выпуск фотоальбома «Дети войны»
Анализ и обработка результатов по реализации проекта
По плану
Апрель 2014
Май 2014
Ст. воспитатель
Педагоги
Ст. воспитатель
Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение, создание предметно-развивающей среды, что включает в себя:
1. Пополнение методического обеспечения образовательного процесса
2. Наличие необходимого дидактического материала
3. Уголки в группах
Работа по реализации проекта ведётся в трёх направлениях, это:
1. Работа с воспитанниками;
2. Работа с родителями;
3. Работа с педагогами.
Организация работы с воспитанниками включает в себя:
1. Проведение цикла познавательных занятий на темы:
- «Подвиги Великой Отечественной войны»;
- «Мы всегда будем помнить»;
- «Их имена должен знать каждый: дети-герои ВОВ».
2. Познавательная деятельность:
- Слушание рассказов о детях-героях ВОВ;
- Рассматривание картин с изображениями летчиков, пехотинцев,
танкистов, моряков;
- Беседа «Памятники воинской славы»;
- Выставка книг;
- Разучивание песен и стихов;
- Экскурсия к памятникам;
- Встреча с ветеранами.
3. Оформление альбомов :
- «Дети войны»;
- «Сын полка».
4. Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «В разведку»;
- Дидактические игры: «Разложи и назови правильно», «Знаешь ли ты?», «Награды и медал»;
- Подвижные игры: «Сигнальные флажки», «Перетягивание каната», «Обезвредить врага».
5. Продуктивная деятельность:
- Ручной труд «Флаг победы»;
- Рисование «Парад победы», «Георгиевская ленточка»;
- Художественно ручной труд «Подарки ветеранам»;
- Лепка «Звезда», «На безымянной высоте», «Танк».
Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, используются следующие формы и методы работы :
- анкетирование;
- беседы с родителями о важности данной проблемы;
- родительские гостиные «Мы не забудем атаки яростные те»;
- совместное оформление альбома «Дети Войны»;
- выращивание цветов на клумбе с последующим возложением их к
памятникам воинской славы;
- встреча с ветеранами ВОВ.
Работа с педагогами включает в себя :
- Занятия обучающего семинара.
- Консультирование педагогов по проблеме.
- Презентация материалов для родителей.
- Научно-методическое обеспечение педагогов.
- Разработка критериев, диагностических карт для детей по данной теме.
- Отчет воспитателей о ходе реализации проекта.
Необходимые условия реализации проекта :
1. Интерес детей и родителей;
2. Методические разработки.
5. Предполагаемый результат
На уровне ребенка:
• Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
• Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
• Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь;
• Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагога :
• Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада;
• Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции;
• Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций патриотической направленности.
На уровне родителей воспитанников:
• Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне педагогических технологий :
• Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
• Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
6. Оценка качества реализации проекта