Татьяна .Козекаева
Педагогический проект «От осени до весны» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В последнее время многое изменилось в нашей жизни, в том числе произошло и переосмысление истории. Российский народ обращается к своим истокам, происходит возрождение национальной культуры с ее традициями, обычаями, праздниками.
В данном проекте делается попытка на примере русского народа показать традиционные праздники, обряды и обычаи, дошедшие до нас из далекого прошлого нашего народа. Актуальность данного проекта заключается в том, что изучение и осмысление истории и культуры своего народа делает человека духовно богаче, формирует нравственные качества личности, помогает избежать ошибок прошлого.
Публикация «Педагогический проект „От осени до весны“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Отражение в играх, песнях, сказках, игрушках жизни и деятельности людей многих поколений, долголетнее шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами нормы поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Данный проект направлен на частичную коррекцию речи детей, при помощи скороговорок, пословиц, прибауток, потешек. Практический опыт показал, как сложно донести до понимания и правильного произнесения детьми даже короткое фольклорное произведение, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи.
Данный проект подразумевает работу по формированию звуковой культуры речи, которая предполагает закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, во фразовой речи, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта :
познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха»;
вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки
и др.);
развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Объект исследования: русские народные календарные праздники
Ожидаемые результаты:
Устойчивый интерес к культуре русского народа.
Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Ожидаемые результаты проекта
В ходе реализации совместного проекта «От весны до осени» должны быть достигнуты определё нные результаты:
сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
Схема осуществления проекта
по основным видам деятельности:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОРМА РАБОТЫ
Познавательная НОД
1. «В гостях у хозяйки»
2. «Как на Руси весну встречали»
3. «Как на святки в вечерок девицы гадали»
4. «Собран с поля урожай…»
5. «Традиции и обряды русского народа»
6. Наблюдения за изменениями в природе
Коммуникативная Беседы:
1. «Что нам осень принесла»
2. «Рождественские святки»
3. «Праздник масленицы»
4. «Пасхальные атрибуты»
Составление и отгадывание загадок.
Игровая Подвижные народные игры «Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка», «Горелки», «Жмурки», «День и ночь»,
Дидактические игры «Найди праздничный пирог», «Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Игра –потешка «В гостях у бабушки Натальи»
Продуктивная Рисование
«Осенняя березка»
«Праздник у зверят, рождество в лесу»
«Солнышко – колоколнышко»
«Масленица – барыня!»
«Пасхальное яйцо»
«Во поле береза стояла»
Аппликация:
«Осенний ковер»
«Игрушки для зверят на рождество»
«Барышня на масленице»
Лепка:
«Пасхальный кулич»
«Дымковский козлик на ярмарке»
«Овощи с грядки»
«Блинчики для зайчат»
Ручной труд:
«Кукла из соломы»
«Рождественские подарки»
Взаимодействие с семьей Выставки совместного творчества детей и родителей:
• «Барышня Осень»
• «Пасхальные куличи и яйца»
• «Масленица-кривошейка»
• «Зимняя фантазия»
Музыкально-художественная Слушание народных песен: «Жито пожинали», «Проводы Масленицы»,
Слушание колокольных звонов в аудиозаписи: малиновый, пасхальный перезвон.
Исполнение песен: «Постучалась осень», «Ух ты зимушка, сударушка», «Капель»
Совместная деятельность:
Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
Игра на шумовых народных инструментах.
Развлечения:
«Осенины»
«Рождественские колядки»
«Масленица»
«Вот и лето к нам пришло!»
«Покров»
«Жаворонки»
Инсценирование народных песен: «Как в лесу лесочке», «Как на тоненький ледок», «Где был Иванушка»
Подвижные игры с музыкальным сопровождением: «Гори, гори ясно», «Белолица – круглолица»
Чтение художественной литературы Заучивание стихотворений: «Осень наступила», «Белая береза», «Христос Воскрес»
Чтение русских народных сказок и былин
Итог проекта : Музыкально-театрализованное представление «Весенняя ярмарка»