Татьяна Романова
Педагогический проект «Наши пальчики играют»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Наши пальчики играют. Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей раннего возраста (2-3 лет) на основе использования игрушек пальчикового театра».
Тип проекта: Педагогический.
Участники: Воспитатели группы.
Целевая группа: Дети 2- 3 лет, родители детей.
Сроки реализации: сентябрь 2019 г -май 2020 г
Актуальность проекта:
Публикация «Педагогический проект „Наши пальчики играют“» размещена в разделах
Период раннего детства – чрезвычайно интенсивный в плане развития: физического, психического, социального. У ребенка формируются фундаментальные личностные новообразования в том числе эмоции. Именно в раннем возрасте происходит интенсивное развитие речи, формирование словаря детей. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего речевого развития ребенка. Формирование словарного запаса занимает важнейшее место в дошкольном образовании. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше.
Соглашаясь с мнением ведущих психологов и педагогов, что одним из самых эффективных способов развития ребёнка в младшем возрасте является театрализованные игры. Я пришла к выводу, что моя работа по развитию коммуникативных и речевых навыков детей будет эффективна через применение игровых занятий, на основе использования игрушек пальчикового театра. Это всегда близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
Педагоги практики считают, что использование игрушек пальчикового театра вызывает у детей раннего возраста наибольший интерес, речевую активность, эмоциональную отзывчивость. Для детей в возрасте 2-3 лет, пальчиковый театр – это понятный, увлекательный и любимый вид деятельности. Пальчиковый театр прививает малышу умение слушать, развивает мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, становится вдруг общительным. Но, самое главное – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, подходящий для деток раннего возраста. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей и научат ставить мини- представления. Выдающийся психолог В. А. Сухомлинский говорил, что ум у ребенка находится на кончиках его пальцев, а профессор Кольцова указывает на то, что речевые области голосового мозга формируются под влиянием пальцев рук. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Все вышесказанное определило тему проекта «Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей раннего возраста (2-3 лет) на основе использования игрушек пальчикового театра».
Целью работы является- развитие коммуникативных и речевых навыков у детей раннего возраста на основе использования игрушек пальчикового театра.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Задачи для детей:
-Развивать речевую активность детей, пополняя словарный запас;
- Побуждать детей вслушиваться в художественное слово;
- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук, их координацию;
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
- Способствовать развитию творческих способностей;
Задачи для педагога:
- Сбор информации, изучение и систематизирование различной информации по данной теме;
- Разработка перспективного планирования игровых занятий с использованием пальчикового театра; подобрать картотеку пальчиковых игр, потешек, песенок, комплекс игр с использованием игрушек пальчикового театра, сценарии игровых занятий с использованием пальчикового театра.
- Создание предметно-пространственной развивающей среды;
- Мониторинг результатов по развитию коммуникативных и речевых навыков детей раннего возраста, на основе использования игрушек пальчикового театра.
- Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
- Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Задачи для родителей:
- Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду;
- Взаимодействовать с воспитателями по обогащению предметно-пространственной развивающей среды и созданию условий для накопления речевого и игрового опыта детей.
Ожидаемые результаты
1. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
2. Расширение и активизация словарного запаса детей;
3. Развитие диалогической речи в процессе драматизации;
4. Развитие речевой активности детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр;
2. Формирование умения самостоятельно проговаривать и обыгрывать пальчиковые игры;
3. Формирование умений детей взаимодействовать друг с другом;
4. Пополнение предметно-развивающей среды;
5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Этапы работы над проектом: проект реализуется в 3 этапа.
1. Подготовительный этап (сбор информации по теме)
1. Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста. Изучение особенностей становления речи детей.
3. Знакомство с исследованиями о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук.
Сентябрь
2. Основной (практический) этап:
1. Разработка перспективного плана игровых занятий с использованием пальчикового театра.
Октябрь
2. Подбор методов и средств, способствующих развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы: - упражнения для кисти рук;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания потешек, сказок;
В течение года
3. Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, изготовление дидактических пособий;
По ходу реализации проекта
4. Создание картотеки пальчиковых игр с использованием кукол пальчикового театра.
Ноябрь
3. Заключительный этап:
1. Диагностика уровня развития коммуникативных и речевых навыков детей раннего возраста (По эпикризным срокам)
2. Анкетирование родителей (для определения результативности работы).
Апрель
3. Составление плана работы на будущее.
Май.
4. Презентация проекта.
Май
Содержание проекта
Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:
- Подбор игр и упражнений с учетом возраста.
- Ориентировка на широкое использование театральной деятельности, развивающей предметно - игровой среды;
- Организация разнообразной и регулярной деятельности детей в театральной зоне: обыгрывание потешек, стихов, сказок, использование кукол пальчикового театра, речевые игры и упражнения;
- Широкое использование специальной учебной и детской литературы;
- Совместная творческая деятельность педагогов и родителей;
- Регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания в группе;
- Взаимодействие с родителями (помощь в изготовлении наглядно - практического материала).
- Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.
- Создание театрально - игровой зоны.
- Подготовка и заинтересованность родителей;
Реализация проекта
- Игры-занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные,
- Самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, разыгрывание сказок игрушками пальчикового театра.
Продукт проекта:
- Картотека пальчиковых игр.
- Перспективный план занятий с использованием пальчикового театра
- Картотека консультаций для родителей и педагогов.
- Фотовыставка «Играем с пальчиками».
- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды.
- Мастер- класс для родителей по изготовлению разных видов пособий и их обыгрывание в домашних условиях.
- Изготовленные родителями дидактических игр и пособий, способствующих развитию моторики рук и речи детей.
Результаты проводимой работы
Систематическая работа с использованием игрушек пальчикового театра определила следующие результаты: дети стали более активными в общении, начали строить первые предложения. Детям нравится взять игрушки в руки и «оживить» собственным голосом. Наблюдаю, что замкнутые дети начали принимать активное участие в перевоплощении в персонажей театра. Способность детей к такой идентификации позволяет через использование игрушек пальчикового театра, формировать у детей положительные качества – доброта, смелость, искренность, а также вербально выражать чувства и эмоции персонажей. Удивительно, что встреча с игрушками пальчикового театра, особенно в адаптационный период, помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу пребывания в детском саду. Дети с удовольствием манипулируют игрушками пальчикового театра, персонажи которых представляют для них большой интерес.
Пальчиковый театр используется мной в образовательной деятельности, как игровой и мотивационный момент. Вызывает у детей эмоциональный отклик, повышает заинтересованность в предстоящей деятельности. Данный вид театра дети переносят в свободную игру, во взаимодействие со сверстниками и родителями. Словесно выражая определенные эмоции сказочного персонажа, дети учатся понимать собственное эмоциональное состояние, а также понимать окружающих. Реализуя настоящий проект, я создала картотеку пальчиковых игр, потешек, песенок с использованием игрушек пальчикового театра. Разработала конспекты занятий на основе сказок.