Лариса Шадьянц
Формирование у дошкольников интереса к устному народному творчеству. Педагогический проект «Мир поучительных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Д. С. Лихачев.
Публикация «Формирование у дошкольников интереса к устному народному творчеству, Педагогический проект „Мир поучительных сказок“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Мир поучительных сказок». Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказка герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка. Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Актуальность проекта :
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки.
Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, сказкатерапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры,любить и уважать своих родных,ценить труд человека,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину.
Цель:
- Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи:
-Формировать интерес к устному народному творчеству, воспитывать интерес к сказкам.
-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
-Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Сроки реализации проекта : краткосрочный.
Ожидаемый результат проекта :
1. пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
2. оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
3. оформление книжек – малышек родителями;
4. изготовление поделок из бросового материала.
5. разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
6. выпуск стенгазеты «Любимая сказка».
Заключение:
Таким образом, использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа, его обычай.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми.
В ходе реализации проекта «Мир поучительных сказок» по развитию творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности,цель была достигнута.
Задачи нашли свою практическую реализацию.
В итоге проведения проекта были достигнуты результаты по:
-пополнению библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
-оформлению тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
-оформлению книжек – малышек родителями;
-изготовлению поделок из бросового материала.
-разработке конспектов занятий по теме «Сказка»;
-выпуску стенгазеты «Любимая сказка».
В перспективе предполагаю продолжить работу в данном направлении с
расширением форм взаимодействия с семьей.
Список литературы:
1. Вахрушев А. А «Здравствуй, мир»,Москва 2009 г.
2. Земнова Н. Г. «Мы живём в России»Москва,2010 г.
3. Лыкова Н. А. «Рисование г. Москва,2009 г.
4. Рудик О. С. «Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности»
5. Рунова М. А. «Дифференцированнные занятия по физической культуре детей 4-5 лет». г. Москва,2010 г.
6. Узорова О. И. «Большая книга загадок
7. https://festival.1september.ru(03.04.2014)
8. https://do.gendocs.ru/(04.04.2014)