Ирина Волунт
Педагогический проект «Мини-музей «Курочка Ряба»
▼ Скачать + Заказать документы
Целеполагания
Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?
Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
Публикация «Педагогический проект „Мини-музей „Курочка Ряба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
На современном этапе развития общества обращают внимание на разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Проедённые нами исследования позволяют увидеть, что у детей, начинающих заниматься в музейно-образовательном пространстве, более развито образное воображение, они становятся активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Таким образом, музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач познавательного и художественно-эстетического развития детей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Участники проекта :Дети младшего, среднего и подготовительного к школе возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, узкие специалисты (музыкальный руководитель, тифлопедагог.)
Цель:
Создание условий для развития у дошкольников исследовательской, созидательной и познавательной деятельности через организацию мини-музея курочка Ряба.
Задачи:
1-й год обучения:
• Познакомить с домашними птицами на примере курицы, со сказками, потешками, загадками, стихами о ней.
• Обогащать словарный запас детей и их знания о курице.
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
•
2-й год обучения:
• Углубить знания детей о семействе куриных, их строении, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
• Сформировать представление о развитии птиц на примере курицы.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования куриного семейства.
• Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Общие:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
• Воспитывать у детей любознательность.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только познакомятся с семейством куриных и их внешним видом. Путем исследования мы познакомимся с домашними птицами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий (курятник, курашест, бобы пшено и т. д.). С помощью музейных экспонатов у наших ребят сформируются художественно-эстетические, коммуникативно-речевые, художественно-речевые компетенции. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Мы считаем, что создание мини-музея «Курочка Ряба» (экологического содержания, позволит:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики;
- будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой природы;
- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду :
В волшебный мир детей мы приглашаем
И красоту природы открываем!
В процессе создания мини-музея «Курочка Ряба» нам пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
1) МЫ выбрали тему мини-музея. (Курочка Ряба)
Курочка- неизменный персонаж детских песенок, потешек, сказок. Образ петушка (курочки) близок и понятен детям. Именно поэтому мы и посвятили свой музей этой домашней птице.
2) Подобрали методическую научно-популярную и художественную литературу по данной тематике.
3) Подобрали фонотеку (голоса домашних птиц, песни о курочке, петушке и цыплятах)
4) Определили место размещения мини-музея.
5) Спланировали экспозицию и подбор экспонатов. Разработали формы работы с экспозициями мини-музея.
6) Разработали ознакомительные экскурсии в мини-музей.
7) Разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический - «Создание мини-музея».
1. Мы собрали с и систематизировали материал, распределили по видам деятельности.
2. Выбрали дизайн по оформлению мини-музея.
3. Разместили материал в мини-музее.
В экспозиции собраны самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыплёнка (мягкие, резиновые, деревянные, керамические, пластмассовые, бумажные, сделанные детьми, родителями, воспитателями). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.
Экспонатом раздела «Домик для курочки и петушка» является макет курятника.
Экспонатами раздела «Еда для курочек» служит коллекция разных кормов (пшеница, пшено, горох, зёрна кукурузы и др.).
В разделе «Театральный уголок» - игрушки настольного театра «курочка Ряба», перчаточный театр «Петушок и бобовое зёрнышко».
В разделе «Книжкин уголок» лежат книги о курочке, петушке, цыплятах.
В результате совместной деятельности с детьми, активного участия родителей к презентациии проекта были собраны книжки : «Пословицы и поговорки», «Потешки», «Загадки», «Сказки», «Песни», «Стихи», «Дидактические игры». Создан фотоальбом по теме: «Такие разные курочки»; презентация «курочка и петушок».
Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».
Интеграция областей.
Познавательная область.
- рассматривание курицы
(живой объект) - “ В гости курочка пришла”;
- рассматривание картины
“Курочка с цыплятами”
- исследовательская деятельность “Питание курицы”
-интегрированное занятие: «В гостях у Петушка»;
- дидактическая игра “ Кто как кричит”;
- чтение
“Умная курица” М. Зощенко;
- “Цыпленок” К. Чуковский;
- “ Курочка” Е. Чарушин;
- “ Важный петух” М. Мревлишвили
Социально- коммуникационная область.
Коммуникационная область определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы.
• Это обогащение и активизация словаря.
• Работа над смысловой стороной слова.
• Формирование грамматического строя речи.
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Развитие элементарного осознания языковых явлений и др. ; при этом главной задачей на занятии (особенно со старшими дошкольниками) является развитие связной монологической речи.
-драматизация русских народных сказок:
«Курочка Ряба» (кукольный театр);
«Петушок и кот» (драматизация);
-сюжетно-ролевая игра “Птичий двор”;
- подвижные игры: “ Наседка и цыплята”
Художественно-эстетическая область.
- рисование “ Курица”, “ Яичко не простое - яичко золотое”;
- лепка “ Цыплята на прогулке”;
- конструирование “ Курятник”;
- аппликация “ Цыпленок”;
Позновательно-продуктивная деятельность детей с использованием музейных экспонатов проводятся в различной форме: традиционной и нетрадиционной. В проведении познавательно-продуктивной деятельности используются следующие приемы: беседа, составление описательных и творческих рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин, театрализованная деятельность, создание коллективных работ по аппликации, рисованию, лепке и др
Также в музейной работе мы используем технические средства: фонд звукозаписей, фотографий, диафильмов и видеофильмов и других музейных экспонатов, которые играют важную роль в развитии речи детей.
Итог:
Мини-музей «Курочка Ряба» позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
В ходе реализации данного проекта мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду. Возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – идёт накопление достаточно богатого словарного запаса, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).
Но самое главное мы наблюдаем рост духовно-нравственного воспитания детей.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:
1. Повысился уровень усвоения материала по познавательному развитию в разделе “Животные”;
2. Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности;
3. Наличие потребности в общении с представителями животного мира;
4. Заинтересованность детей на протяжении всего проекта;
5. Повысился уровень развития речи, мелкой моторики и т. д.