Марина Комова
Педагогический проект для старших дошкольников «Русские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по патриотическому воспитанию детей: организуются беседы, досуги, встречи с ветеранами, чтение художественной литературы, музыкальные вечера.
Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Публикация «Педагогический проект для старших дошкольников „Русские узоры“» размещена в разделах
Работа по данному направлению в нашей группе ведется с младшего возраста. Педагоги группы знакомили детей с культурой нашего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, с произведениями народного декоративного искусства.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
Основной этап проекта (Сентябрь – февраль 2014 года)
Виды деятельности. Пути реализации проекта
• Игровая деятельность;
• Познавательное развитие;
• Продуктивная деятельность;
• Взаимодействие с родителями;
• Презентация проекта
Игровая деятельность
В группе проводились сюжетно-ролевые игры: «Страна Мастеров», «Веселая ярмарка», «Петрушка в гостях у ребят» и другие.
Дидактические игры: «Составь узор», «Обведи и раскрась», «Узнай элементы узора», «Найди пару», «Обведи элемент», «Собери целое».
Познавательное развитие
Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
ФЭМП:
Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .
Продуктивная деятельность
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы». Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
Лепка из глины: филимоновская игрушка «Котик», «Дымковская лошадка», «Дымковский индюк».
Роспись посуды «Гжель» из папье-маше, роспись на кухонной доске городецкими узорами, роспись деревянных ложек хохлома.
Взаимодействие с родителями
Доклад на родительском собрании «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Консультации для родителей «Народные игры в семье»
Выставка работ, выполненных совместно с детьми, участие в музыкальном развлечении «Русские узоры».