Ирина Веренцова
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы система образования плодотворно развивалась и действовала, необходимы определенные условия. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это обстоятельства процесса обучения, являющиеся итогом направленного отбора, разработки и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных дидактических целей [10, с. 99].
Публикация «Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Процесс формирования ЗОЖ у дошкольников будет результативным, если выполнить следующие педагогические условия [10. с. 66] :
1. разработка в детском саду определенной обучающей программы, которая была бы нацелена на получение детьми ряда обязательных навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к себе и окружающим людям;
2. создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
3. организация взаимодействия ДОО и семьи.
Рассмотрим педагогическое условие – организацию взаимодействия ДОО и семьи.
Как показали исследования психологов, педагогов и социологов (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) для полноценного развития дошкольников необходимо взаимодействие детского сада с семьей. Оно играет важную роль в формировании основ ЗОЖ у детей.
Воспитание физически крепкого и морально устойчивого ребенка, умеющего приспосабливаться к реальным условиям жизни, составляет основу педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни.
Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное физическое развитие ребенка.
Для выполнения второго педагогического условия необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду по формированию ценностей здорового образа жизни у детей. И нужна такая среду, чтобы она стимулировала детей на физическую активность, давала возможность для движения, познания, мотивировала к подвижным играм. Создавая такую развивающую среду в группах детского сада, мы способствуем формированию представлений, а позднее и навыка у детей в здоровом образе жизни. Центры ЗОЖ оснащают различными книгами, энциклопедиями, иллюстративным материалом и дидактическими пособиями, раскрасками, развивающими играми по теме ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты их разнообразной деятельности др [12, с. 77].
Организация развивающей предметно-пространственной среды для ДОО является не менее значимым и актуальным. ФГОС ДО предъявляет к развивающей среде определё нные требования:
- насыщенность – должна отвечать возрастным особенностям детей. Создавая развивающее пространство и подбирая разнообразные материалы по формированию здорового образа жизни, спортивного оборудования и инвентаря (в здании и на участке) мы обеспечиваем [14, с. 66] :
1) игровую активность всех детей, опытно-экспериментальную деятельность с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
2) двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
3) эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
4) возможность самовыражения детей.
- трансформируемость - считает возможным изменять предметно-пространственное окружение в зависимости от ситуаций, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность – способность по-разному использовать составные части предметно-пространственной среды, например, дорожек здоровья, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
- вариативность предполагает:
1) нахождение в группе разнообразных пространств (для дидактических и подвижных игры, для укрепления здоровья, уединения и пр.). Также подбор различных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих беспрепятственный выбор воспитанников;
2) систематическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов в центре ЗОЖ, побуждающих на различную деятельность детей;
- доступность развивающей предметно-пространственной среды предполагает:
1) возможность доступа для дошкольников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, всех помещений, где реализовывается образовательная деятельность;
2) свободный подход детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к спортивному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим формирование ЗОЖ;
- безопасность среды подразумевает соблюдение требований по обеспечению надежности и безопасности употребления всех ее элементов.
Создавать благоприятную обстановку, формирующую у воспитанников гигиенических навыков, подбирать и размещать мебель, спортивный инвентарь, необходимо выполнять с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований, предъявляемых к ним.
На участке детского сада оборудуют спортивную площадку, где впоследствии дошкольники будут играть в разнообразные игры : в мяч, бадминтон, городки, кегли, разные виды классиков. Также на площадке должны быть дорожки для катания на самокате, роликовых коньках, разметка для баскетбола, городков, эстафетные дорожки. Спортивный зал нужно оснастить разными предметами и пособиями: шнурами, лентами, обручами, гимнастическими палками, разнообразными мячами, гимнастическими стенками, скамейками, матами, и т. д. В группе должен быть центр двигательной активности. Его наполняют следующим оборудованием: массажными дорожками, мешочками с разнообразной крупой, скакалками, обручами, шнурами, различными мячами, кеглями и т. д [15, с. 88].
Таким образом, организовывая развивающую предметно-пространственную среду для формирования ценностей здорового образа жизни, нужно иметь огромный выбор разнообразного спортивного инвентаря, которое нацелено на развитие физических навыков, и укрепление и сохранение здоровья дошкольников.
В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни - это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности
Формировать основы здорового образа жизни следует начинать уже в детском саду. Всю деятельность детей в дошкольном учреждении необходимо направить на сохранение и укрепление здоровья, взяв за основу познавательные занятия, партнерскую совместную деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Таким образом, организовывать развивающую предметно - пространственную среду для формирования ценностей здорового образа жизни, необходимо используя большое разнообразие спортивного инвентаря, направленного на физическое развитие, на укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста.