Юлия Елагина
Педагогическая система Марии Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая система Марии Монтессори
1 слайд Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.
Публикация «Педагогическая система Марии Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2020
Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка.
Основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.
Основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.
Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать.
Цель-достижение мировой гармонии, построение универсального общества.
Главная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и
полноценного развития ребенка, а также для возможности выбора и самостоятельной деятельности.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.
2 слайд Педагогические принципы М Монтессори:
1)Содействие естественному развитию (природосообразность);
2)Взаимодействия с «подготовленной средой»;
3)Свободы выбора в «подготовленной среде»;
4)Индивидуальной активности в учении (мотивационная, двигательная,
самоконтроль, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере);
5)Предметности в учении.
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
3 слайд Система развития детей по Монтессори основана на следующих положениях:
- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
- Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
- Дети принимают самостоятельные решения.
- Занятия проходят в специально подготовленной среде.
- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
- Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
-Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
- Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки вкладыши и прочее.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную.
Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Занятия в Монтессори группе начинается со свободной работы. Каждый дидактический материал в группе имеет свой алгоритм работы и если ребенок впервые взял тот или иной материал, педагог проводит презентацию материала.
В группе есть определенные правила, со временем старшие дети обучают вновь прибывших детей. Также одной из главных особенностей группы является разновозрастность обучающихся. Младшие дети тянутся к старшим, а те, в свою очередь, оберегают и помогают младшим, что учит их толерантности.
4 слайд Для осуществления помощи саморазвития ребенка от 3 до 6 лет используют учебные разделы «подготовленной среды», разделенные на зоны:
1. Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т. е. то, что нужно в повседневной жизни.
2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
6 – 8 слайд Дидактические материалы
Называние и описание дидактических материалов.
В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Правила работы с дидактическим материалом
Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
Работа постепенно должна усложняться.
Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.
Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.
9 слайд и далее Игры и упражнения с монтессори материалами
Описательный рассказ используемых игр и упражнений по системе.
1. Пособие «Розовая башня» предназначено для усвоения детьми понятий «больше» и «меньше», «самый большой» и «самый маленький», а также – для развития у них моторных и сенсорных навыков, внимания и координации.
2. Изучение объемных (стереометрических) фигур по методике Монтессори можно проводить, используя дидактический материал под названием «Геометрические тела».
В набор входит девять геометрических тел, изготовленных из дерева. Среди них шар, трехгранная призма, куб, конус, параллелепипед, пирамида, эллипсоид, яйцо (овоид) и цилиндр.
3. Игры с прищепками, рамки-вкладыши, сортеры, переливание воды, перекладывание, нанизывание, шнуровки. Настенные модули, бизиборды.
4. Цветные таблички. Тактильные таблички, баночки с запахом, шумовые коробочки.
5. "Буквы из шершавой бумаги". Данные занятия позволяют связать форму букв с их звучанием.
6. Занятие "Фигуры-вкладыши" - интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие координации рук и глаз.
13 слайд Методические пособия
Представить рекомендуемые пособия.
14 слайд Заповеди Марии Монтессори:
1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже
исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
7. Уважай ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или
размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.