Татьяна Деткина
Педагогическая оценка и её роль в развитии обучающегося
▼ Скачать
Важное значение для формирования положительной мотивации у обучающихся занимает оценка, которая выставляется педагогом, тем более, если эта отметка не совпадает с ожиданиями обучающегося.
Оценка помогает определить на сколько усвоен материал. Оценка «говорит» обучающемуся, решена ли им данная учебная задача.
Публикация «Педагогическая оценка и её роль в развитии обучающегося» размещена в разделах
В развернутой оценке отмечаются не только продемонстрированные обучающимся знания, но также его усилия и старания. Указание на положительные стороны работы обучающегоcя является обязательным компонентом такой оценки. Ведь всегда можно найти, за что похвалить обучающегося.
Но на практике обучения педагог чаще всего ограничивает процесс оценивания «объявлением» оценки, если же какое-либо суждение иногда и высказывается, то лишь как необязательное добавление к ней. Такой подход к оцениванию неэффективен. Он делает работу преподавателя «к приложению известных немногих шаблонов и в значительной степени освобождает преподавателя от тонкой и довольно сложной умственной работы - от вникания в индивидуальные особенности обучающихся».
Я думаю, что значительное число ответов обучающихся оказывается вообще никак не оцененным. «Ну, ладно, садись. Отвечать пойдет следующий» - и обучающийcя остается без определенной оценки.
По этому поводу Б. Г. Ананьев писал: «Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поcкольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее человека cтроить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, ситуаций, поведения педагога и учеников. Неоценивание ведет к переживанию учеником неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентировки и их основы, приводит к известному частичному (в данном отношении) осознанию своей малоценности».
Как я отметила выше, оценка является для обучающихся важным мотивом учебной деятельности. Усиление мотивационной роли оценки происходит в ущерб развитию собственно познавательных мотивов.
Учитывая многообразные негативные последствия отметки на становление учебной деятельности, психологами и педагогами предпринимаются попытки выведения отметки из школьной практики. Яркий пример - разработанная Ш. А. Амонашвили концепция обучения на содержательнооценочной основе. Безотметочное обучение введено и в 1 классах средних школ. Одним из решающих оснований для этого послужили результаты психофизиологических обследований первоклассников, согласно которым низкие отметки являются сильным психотравмирующим фактором и резко снижают работоспособность детей в течение всего рабочего дня.
Внешняя мотивация является эффективной в тех видах деятельности, которые сами по себе обучающемуся не интересны.
Из сказанного следует, что обучение без оценок не отменяет содержательной оценки, без которой невозможно формирование полноценном учебной деятельности. Значит, для безоценочного обучения необходимы высокие требования к способности преподавателя дать развернутую содержательную оценку работе каждого обучающегося. На практике, этому умению необходимо специально обучать даже опытных педагогов, вырабатывая у них установку на видение индивидуальных возможностей и способностей обучающихcя. Оценка есть неотъемлемый компонент самостоятельной учебной деятельности и формируется у обучающегося поэтапно в процессе усвоения образцов учебных действий и последовательного персонального хода действия оценивания от преподавателя к обучающемуся. Исходя из выше сказанного, оценка должна быть поставлена за продвижение обучающегося к проектируемой им модели, а отметка за сличение моделируемого проекта с его реализацией.