ВАЛЕРИЯ ГАГИЕВА
Развитие музыкально-ритмических движений посредством современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие музыкально – ритмических движений по средствам современных, образовательных технологий».
Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Публикация «Развитие музыкально-ритмических движений посредством современных образовательных технологий» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребенку пользу, он должен иметь для него смысл.
Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворить свою потребность к самореализации.
Помочь музыкальному руководителя в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучение и современных педагогических технологий. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.
В своей работе музыкального руководителя, большое место в художественно – эстетическом воспитании детей я отвела развитию музыкально – ритмических движений.
С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Музыкально – ритмические движения являются одним из видов музыкальной деятельности, в большей степени способствующих развития детского творчества. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая в замен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Исходя из того, что требования нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой, а для достижения наибольших результатов в области музыкально – ритмических движений времени, отведенного этому разделу, не всегда достаточно, на базе нашего детского сада №7 «Звездочка» был организован бесплатный танцевальный кружок «Страна фантизий». Целью организации этого кружка является определение эффективности современных педагогических технологий в процессе развития музыкально – ритмических движений, с последующим внедрением наиболее полезных технологий в основной образовательный процесс.
В кружке принимают участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 12 человек. Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня. Дети были отобраны в результате включенного и не включенного наблюдения на музыкальных занятиях. В группу попали дети как с низким уровнем двигательной активности, так и с высоким.
Первые занятия проводились вместе с психологом детского сада, который помог мне настроить детей на предстоящую работу с помощью психологических игр и упражнений. Далее работа развивалась следующим образом : с детьми были проведены дидактические развивающие игры и упражнения по новым педагогическим технологиям, которые помогли детям дать предварительное представление о них. Дети пытались воссоздать увиденое, подражая педагогу. Следующей стадией проекта было внедрение современных педагогических технологий непосредственно в область музыкально – ритмических движений.
В своем проекте я использовала следующие современные педагогические технологии :
1. Мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, явлений природы, некоторых действий. В мненосхемах к танцам я использую картинки с изображением человечков с разным положением рук и ног, так же разноцветные мнемосхемы, передающие детям настроение танца. Изображение должно быть простым и понятным детям, и вызывать у них наглядную ассоциацию, не отвлекая лишними деталями.
Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкально – ритмических движений.
Задачи:
- развивать у детей умение с помощью графического рисунка, понимать и пытаться воспроизвести музыкально – ритмические движения;
- развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
- развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность.
2. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Использование ИКТ в музыкально – ритмическом развитие детей – это предъявление информации на экране в игровой форме, которое вызывает у них огромный интерес. Дети пытаются воссоздать увиденное, выполнить упражнения, подражая увиденному на экране. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. Задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде. Первые попытки выполнения упражнений имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Музыка на занятии должна быть доступна восприятию ребенка, поэтому желательно использовать детские песни, песни из мультфильмов.
Введение в работы ИКТ дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
- усиливает познавательный интерес воспитанников;
- улучшает запоминание материала;
- развивает интерес ребенка к самостоятельному выполнению задач;
- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные.
2. Кинетический песок.
Игра с кинетическим песком – это, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Но, применение кинетического писка в развитие музыкально – ритмических движений, как показала практика по результатам занятий в нашем хореографическом кружке, достаточно эффективно. На песке дети могут нарисовать круг, «змейку», направление движения в разные стороны, после чего им не составит труда воспроизвести нарисованное в движении.
При игре с кинетическим песком реализуются следующие цели:
- формирование нестандартного творческого мышления;
- развитие сосредоточенности, концентрации внимания.
3. Метод «Аквариум»
Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что группа детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают, анализируют, а после пытаются повторить увиденное.
На занятиях в нашем кружке я предлагаю детям поделиться на две команды. Одна из команд выполняет по моему показу небольшой танцевальный фрагмент, а затем другая пытается повторить его.
Задачи:
- развитие зрительного внимания;
- умение работать в команде,
- развитие духа соперничества.
4. Шарики Марблс и камешки – кабошоны.
Шарики Марблс – это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс – в переводе означает «мраморный». Кабошоны – в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в работе более удобно, так как камушек более устойчив и не перекатывается. Камушки имеют разнообразную цветовую гамму.
В работе над музыкально – ритмическими движениями шарики Марблс и кабошоны могут помочь детям лучше запомнить расстановку в танце, его рисунок и передвижение и перестроение по залу. Все эти схемы дети придумывают и разрабатывают совместно с педагогом, что развивает их творческую фантазию, мышление и ориентировку в пространстве.
Это, конечно, далеко не все современные педагогические технологии, которые можно использовать в работе с дошкольниками. На данном этапе своей работы по развитию музыкально – ритмических навыков детей я внедряю эти технологии, анализирую и подвожу итоги освоения программы, чтобы в дальнейшей работе выявить наиболее эффективные из них.
Ожидаемые конечные результаты:
- дети легче усваивают материал по художественно- эстетическому развитию;
- развиты психические процессы (память, внимание, мышление, воображение);
- дети умеют контролировать свои движения, владеют своим телом;
- чувствуют танец;
- умеют создать и понять рисунок танца;
- становятся более активными и самоуверенными.