Оксана Воронина
Педагогическая идея «Коучинг как инновационная форма подготовки начинающих педагогов к взаимодействию с детьми и родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая идея разработана и реализуется в прогимназии, которая имеет богатую базу для разработки и внедрения инновационных методов работы с дошкольниками и педагогами.
Педагогический коллектив прогимназии представляет собой не только воспитателей раннего и дошкольного возраста, но и учителей, воспитателей групп продленного дня, специалистов, учителей-предметников. Большинство педагогов с многолетним педагогическим опытом, имеют высшее образование.
Публикация «Педагогическая идея „Коучинг как инновационная форма подготовки начинающих педагогов к взаимодействию с детьми и родителями“» размещена в разделах
Перед воспитателями, особенно с педагогическим опытом от года и менее, остро стал вопрос их подготовки к введению новых ФГОС дошкольного образования. Начинающие воспитатели испытывают трудности в организации воспитательно-образовательного процесса (с трудом применяют полученные теоретические знания на практике; имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми; неадекватно оценивают свои возможности; имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста).
Наш творческий коллектив поставил перед собой цель мотивировать начинающих педагогов и педагогов с опытом к эффективному взаимодействию с субъектами педагогического процесса (дети, коллеги и родители) посредством инновационной формы подготовки педагогов. Данная цель подвела специалистов к разработке педагогической идеи, в которой особое внимание уделяется работе с начинающими педагогами.
Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные методы работы с воспитателями, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в области воспитания и развития детей.
В качестве инновационной формы подготовки педагогов к взаимодействию с детьми и родителями была выбрана такая форма повышения педагогической компетентности воспитателей как коучинг. Творческий коллектив понимает под коучингом форму подготовки педагогов и способ создания условий повышения их результативности в педагогической деятельности, содействие их самообразованию, саморазвитию.
Особенность коучинга заключается в разнообразии форм работы с воспитателями, которые отражены в перспективном плане педагогической идеи.
Нами были проведены:
1. Развивающие консультации для воспитателей (без конкретных рекомендаций). Такие консультации позволяют педагогам самостоятельно находить ответы на возникшие вопросы.
2. Семинары, семинары-тренинги – формы подготовки педагогов, в которые задействуются все субъекты педагогического процесса, что является более продуктивным решением педагогических проблем. Содержание семинаров-тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.
3. Одним из самых интересных методов взаимодействия мы использовали парные тренинги (группа «воспитатель-ребенок») – это метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов взаимодействия с напарником. Педагоги смогли прочувствовать в паре с ребенком его возможности, психофизиологические особенности конкретного возраста.
4. Открытые мероприятия начинающих педагогов, особенностью которых является то, что в конце проведенного занятия опытные педагоги дают рекомендации начинающим воспитателям. Педагоги проводили свои мероприятия без особых волнений, более раскрепощенные, что позволило им найти в своей работе недостатки и принять рекомендации своих опытных коллег, которые по нашим наблюдениям они используют.
5. Мастер-классы.
6. Электронная библиотека для педагогов на базе прогимназии.
Мы продолжаем работать по разработанному нами перспективному плану и собираемся провести Игровые тренинги (с включением анимационных игр). Почему именно анимационные игры, эти игры имеют в себе непривычное содержание и просты по организации, не требуют специальной подготовки и целенаправленного обучения. Единственное условие, данные игры необходимо правильно оформлять, указывая цель не только развлекательного характера, но и развивающего и даже обучающего.
Мы все прекрасно знаем, что детям нравятся праздники, к которым не нужно готовиться – учить стихи, танцы и прочее, а именно это те праздники, которые им организуют родители, приглашая аниматоров. Проблема в том, что аниматоры не всегда являются педагогами, а в основном актерами и они не учитывают индивидуальных особенностей детей, не следят за сменой двигательной активности, и главная проблема, цель таких мероприятий носит только развлекательный характер, то есть идет работа односторонняя.
Мы предлагаем проводить в дошкольных образовательных учреждениях досуговые мероприятия для дошкольников, такие как, праздник-тренинг. Праздник-тренинг - это инновационная интегрированная форма совместной деятельности педагога с детьми, особенностью которой является отсутствие специальной подготовки дошкольников к данному мероприятию.
Основные цели праздника-тренинга: развлечение детей; обучение и воспитание детей без принуждения, а именно через наиболее привлекательную и доступную форму деятельности для ребенка — игру.
Праздник-тренинг должен иметь сценарий, где тщательно продуман ход праздника, учтены все возрастные особенности детей, расписаны роли детей и взрослых, продуманы музыкальные номера и творческие задания. Праздник-тренинг для детей – сюрприз, все, что происходит должно вызывать живой отклик и интерес.
Как и любой праздник, праздник-тренинг должен иметь четкую структуру и логику.
1. Начало праздника, где дети начинают понимать смысл происходящего, и возникает желание участвовать в предложенном сюжете.
2. Основная часть, где происходят основные события сюжета (анимационные игры, двигательная часть – танцы, соревнования). 3. Финальная часть, где сюжет подходит к своему логическому концу и дети обязательно получают угощение, сувенир или подарок, связанный с сюжетом праздника.
Желательно во время праздника использовать костюмы и атрибуты, дети должны много двигаться, ведь движения приносят не только эмоциональную, но и двигательную радость.