Наталья Овчаренко
Патриотическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе на тему "Наша родина Россия – край казачий".
Цель – формирование познавательного интереса и любви к родному краю, его истории и культуре.
Задачи:
1) уточнить представления детей о том, как появились казаки на Кубани.
2) формировать представление детейо жилище казаков, их быте, одежде.
3) обогащать речь детей, расширять словарный запас;
4) воспитывать бережное отношение к обычаям и традициям казаков;
Публикация «Патриотическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
Приёмы и методы: прослушивание аудиозаписи, показ иллюстраций, хороводная игра, рассказ воспитателя, художественное слово.
Материалы и оборудование: аудиозапись, иллюстрации, казачий костюм (детский)
I. Организационный момент.
Утром солнышко встает, (Руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя)
Здравствуй, улица моя! (Выпрямить руки в стороны)
Отвечаю солнцу я (Поднять руки над головой)
Отвечаю травам я (Опустить руки на ковер)
Отвечаю ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими)
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки)
- Ребята, послушайте песню и подумайте, о чём она?
Дети слушают первый куплет народной песни «Край ты мой любимый» (Н. Кадышева)
Беседа по прослушанному.
– Какая мелодия песни? (нежная, добрая, ласковая, плавная, любимая, родная)
– О чём песня? (о родном крае) – Верно, в песне поётся о крае любимом, на свете есть много лучших мест, но когда на душе становится грустно, нам дороже всех родной край.
– Как вы понимаете «родной край»? (родина)
– Что значит «родина»? (Место, где родился, живешь).
– А как называется место, где мы живем? (Краснодарский край, казачий край) – по-другому наш Краснодарский край называют казачьим краем. Почему?
II. Основная часть.
Определение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы попытаемся ответить на этот вопрос - почему наш край казачий?
– Как вы думаете, кто такие казаки? (это люди, жившие в старину, смелые, ловкие, сильные, храбрые, умелые, решительные люди)
– Много лет тому назад казаками называли вольных, свободных людей. Они отличались мужеством и бесстрашием.
Раньше нашей страной правила царица Екатерина II. Она знала, что казаки хорошие воины и призвала их на службу, дала казакам земли. Царица дала наказ казакам защищать границы нашей огромной страны. Так появились казаки на Кубани и стали называться кубанскими казаками.
– Давайте рассмотрим жилище кубанского казака?
Жилище казака называлась хата. Строили хату из соломы, камыша, хвороста и глины, т. е. из местных природных материалов. А снаружи хату белили.
– Сейчас, ребята, из чего строят дома? (из кирпича)
В доме обычно было два помещения: великая и малая хата.
– Рассмотрите малую хату, что в ней находится? (в малой хате находилась русская печь, длинные деревянные лавки, стол, посуда)
– Теперь рассмотрим следующее помещение – великую хату. Что вы видите в ней? (в великой хате стояла мебель – комод, стол, стул, зеркало, посуда)
– Почему хату назвали великой? (потому что она была больше, чем малая хата. Здесь хозяева принимали гостей)
– Самое главное место в великой комнате был «красный угол». Это угол, в котором находились иконы с изображение святых. Как вы думаете, почему красный угол так назвали? Красный значит красивый. Красный угол был красивее других углов в комнате, потому что в нём горели свечи и освещали его.
– А почему у казаков было много икон? (они верили в бога, были верующими)
– Сейчас проверим, как вы запомнили жилище казаков. Я буду показывать картинку, вы должны угадать, какая это хата – малая или великая.
Воспитатель показывает картинки с разным убранством комнат. Ребята угадывают, малая или великая хата на каждой картинке.
Сделаем вывод. Какой главный предмет в малой и великой хате? В малой хате обязательно была русская печка. А в великой – «красный угол».
Казаки любили петь, водили хороводы, устраивали игры. Вот и мы сейчас с вами отдохнём и поиграем.
Хороводная игра «Плетень»
Дети встают в две шеренги лицом друг к другу, крепко взявшись за руки. Первая шеренга идёт на встречу другой со словами «Тень-тень-потетень» и возвращаются обратно со словами «Выше города плетень». Вторая шеренга производит аналогичные действия со словами «Выходите под плетень, те кому играть не лень». По окончанию слов, под музыку дети свободно ходят по залу. По окончанию музыки быстро встают на свои места. Чья плетень быстрее соберется, тот выиграл.
Рассматривание одежды казака.
– Давайте посмотрим, как одевался казак. Мужской костюм – шаровары – широкие штаны синего цвета, папаха с красным верхом. Черкеска ниже колен и на ногах сапоги. Зимой на плечи казак накидывал теплую бурку. Это очень тёплая плащ-накидка, без рукавов, может быть чёрного, белого или бурого цвета.
Женская одежда состояла из кофты, длинной юбки и фартука. У кофты были длинные рукава. Юбки шили пышными.
– Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какую особенность одежды вы заметили? (вся одежда украшена кружевами и вышивкой)
– Какие цвета в наряде? (яркие – красный, синий, белый)
– Проверим, как вы запомнили названия частей одежды казака и казачки. Внимательно посмотрите на казачьи костюмы (детские) и назовите части костюмов. Воспитатель показывает: папаха, шаровары, фартук, юбка, черкеска.
Творческая деятельность детей.
- Перед вами раскраски с изображением казачьей одежды. Нужно раскрасить, передавая особенности мужского и женского казачьего наряда, используя яркие цвета.
В завершение нашего занятия послушаем стихотворение «Казачий край», которое написал поэт Владимир Базаркин.
Рассказывает ребёнок.
Казачий край, жемчужина России.
От гор Кавказских и до двух морей.
Твоих просторов в мире нет красивей.
Не зря горжусь я малой Родиной своей.
III. Итоговая часть.
Сегодня, ребята, мы познакомились с частичкой истории нашего края. Давайте повторим, как называется наш край? (Краснодарский край, казачий край)
– Вспомните, какой вопрос мы поставили в начале занятия? (Почему Краснодарский край называют казачьим краем)
– Мы ответили на вопрос? (Да. Потому что в старые времена на Кубанской земле расселились казаки, первоселенцами нашего края были казаки)
–Какие новые слова вы запомнили?
– Сколько помещений было в хате кубанского казака?
– Что было интересно для вас?
– Что больше всего понравилось на нашем занятии?