Ольга Фомичева
Патриотами не рождаются (эссе)
▼ Скачать + Заказать документы
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
(М. Ю. Лермонтов)
Перечитывая строки Лермонтова о Родине, невозможно сдержать в груди щемящее чувство сопричастности, нежности и гордости. И дело не в том, что много лет назад все было «по-другому», и Отчизну свою уважали, и долг Родине отдавали. Времена изменились, а любовь к Родине осталась навсегда, только в сердце других, ныне живущих людей.
Публикация «Патриотами не рождаются (эссе)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в современной педагогической системе происходит «перекос» в сторону интеллектуального развития детей, а не духовно-нравственного. Нынче в моде развивающие курсы чтения детей раннего возраста, интеллектуальные и творческие головоломки, математическое развитие.
А как же моральные чувства? Как же любовь к семейным традициям? Где патриотизм? Ответы на эти вопросы мы можем увидеть в интернет-блогах, социальных страницах современных детей. Малая часть из них сможет ответить, что такое патриотизм и как он соотносится с такими нравственными категориями как «отвага», «родина», «подвиг». Фильмам о Великой Отечественной Войне они предпочитают зарубежные боевики или нескончаемые сериалы о космических миссиях, поэзии русских поэтов – «перажки» в виртуальном жанровом развлечении, играм в «Зарницу» - компьютерную «стрелялку». Это грустно! Грустно и обидно! Ведь эти дети – это будущее России, наше будущее! И начинается оно именно с маленьких детей, с подрастающего поколения.
В дошкольной педагогике патриотическое воспитание пробелом не считается, каждая программа охватывает необходимую часть знаний о стране, городе, своих предках. Но я хочу коснуться такого морального аспекта как самоотверженность, гордость за свою страну, любовь к Родине и желание сделать ее лучше, сберечь для своих детей. Все это невозможно дать в форме конспекта на занятии или разовой беседы на тему… Такие чувства надо развивать, ведь патриотами не рождаются… патриотами становятся.
На мой взгляд, дошкольный возраст – самый чудесный период для духовно-нравственного воспитания, личность ребенка представляет собой «пластилин», способный стать омертвевшим каменным изваянием, или филигранно заиграть в причудливой и красивой фигуре, пробуждающей самые лучшие эстетичные чувства. И мастером этой тонкой работы является воспитатель детского сада, на которого возложена громадная ответственность – воспитать поколение детей, настоящих патриотов своей страны, будущих полицейских, военных, педагогов, врачей, - которые не продадут свою честь и достоинство, будут стоять на защите своей Отчизны, помнить подвиги войны не одни десятилетия. Все это возможно! И наиболее благоприятный педагогический момент – это дошкольное детство.
В силу своего педагогического опыта и страстного желания быть патриотом своей страны, я много раз продумывала возможности для осуществления творческого подхода к детям. И я поняла, их великое множество, они находятся буквально на каждом шагу. И это не просто занятия чтением, рисованием и утренниками по праздникам (хоть это и стандартный подход, приносящий свои плоды). Необходимо искать такой подход к ребенку, в который веришь сам, который не будет формальным исполнением необходимой программы, а будет идти от сердца, от души. В своем эссе мне не хотелось бы касаться инструментов своей стратегии патриотического воспитания дошкольников, скажу лишь, что они должны быть творческими, интересными, привлекающими внимание, заставляющими детей проявлять инициативу.
Даже простое проигрывание сцен патриотической книги в режимных моментах, обсуждение музыкальных произведений, придумывание кроссвордов и посещение музеев – все это должно быть направлено на положительное эмоциональное восприятие. Синтез различных воспитательных воздействий образует творческую схему в педагогическом процессе, и ее выбор зависит только от самого воспитателя.
Конечно, можно сказать, что легко об этом рассуждать, ведь столько необходимо достичь по программе воспитания, показать результаты по району, написать отчеты… и многое другое предстоит сделать педагогу. А никто и не обещал, что быть воспитателем это легко, но ведь это своего рода патриотизм – не вникая в материальную заинтересованность, быть преданной своему делу, воспитанию личности граждан нашей необъятной Родины.
Ответственность колоссальная, и только высокий уровень морально-нравственной культуры педагога может оптимизировать работу с дошкольниками по формированию патриотических чувств. Это и есть основной инструмент работы - быть патриотом и растить патриотов.
Россия многонациональная страна, и очень гостеприимная – она принимает в свои объятья множество наций, предлагает всем дом, работу, жизнь. И мы должны быть благодарны ей за то, что она есть у нас в душе, в сердце. И если есть возможность ответить ей добром, то мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы наше пока еще маленькое поколение не стало «потерянным», не забыло подвиг наших отцов и дедов, помнило о силе русской мощи, о слабости наших матерей, о дружбе и вере, о честности и правде. Воспитать достойными России своих маленьких дошколят – есть главная задача каждого педагога.
Дети, честные и доверчивые, с широко распахнутыми глазами смотрят на мир, и воспитатель – это тот человек, который никогда от них «не отмахивается», не говорит, что он «устал после работы», который играет с ними и рассказывает все новое и интересное. И именно воспитатель – первый человек, которому они смогут поверить и принять истинную веру в патриотизм.
Еще раз оглядываясь в прошлое, и перенося свой взгляд в будущее, я точно знаю – пока в нашей стране есть воспитатели-патриоты, остается надежда и шансы на продолжение традиции воспитания настоящих героев нашей страны, пусть будничных и неузнанных, но любящих свою Родину, трудящихся во имя и благо ее. Потому что патриотами не рождаются… Ими… воспитываются.