Людмила Михайлова
Паспорт проекта «Народная игрушка матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Народная игрушка «Матрёшка»
Тип проекта : познавательно - игровой
Продолжительность проекта : вторая – третья недели марта 2020 года
Руководители проекта : воспитатели -, Михайлова Людмила Анатольевна, Голубьева Елена Викторовна
Публикация «Паспорт проекта „Народная игрушка матрёшка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети и родители, воспитатели второй группы раннего возраста «Звёздочки». В работе над проектом осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем Будько Е. Л.
Актуальность проекта :
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и
многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий,
положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Цель:
Систематизация знаний детей о русской народной игрушке матрешке. Приобщение родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.
Задачи:
- Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой;
-Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов;
-Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
-Повышать речевую активность через знакомство с произведениями народного фольклора;
-Побуждать детей к совместной творческой деятельности в соответствии с темой проекта;
-Воспитывать умение удивляться, любоваться расписными матрешками;
-Закреплять выполнение основных видов движений через игры и игровые упражнения.
Ожидаемый результат:
- Расширение знаний детей об особенностях матрешки и ее роли во время игр;
- Ознакомление детей с особенностями игрушки матрёшки (материал, форма, цвет, узор);
- Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности, активизация словарного запаса;
- Получение удовольствия от участия в коллективной работе и результатов творчества;
- Участие в образовательном проекте, помочь детям научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Этапы и формы организации проекта :
1 – й этап: Подготовительный (организационный)
1. Выбор темы проекта, постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
2. Подбор наглядно – дидактического, литературного, иллюстративного материала;
3. Разработка конспектов занятий;
4. Подбор методической литературы и музыкального репертуара;
6. Подготовка и оформление консультации для родителей.
2 – й этап: Основной (практический)
В работе с детьми:
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи:
-Беседа «Знакомство с русской матрешкой»;
-Сюжетная игра «В гости к матрешке»;
-«История о том, как матрёшки потеряли свои одёжки».
Приобщение к художественной литературе:
Ю. Володина «Матрешка», «Цветастое платье – румяные щечки»
А. Гришин «Деревянные игрушки»
Е. Крысин «В одной кукле – кукол много»
Р. Карапетян «Как в большой - большой матрешке»
Л. Громова «Подарили Маше, Матрешку нету краше»
Н. Радченко «На полке куколка стоит»
Джулия Рум «Эти русские матрешки»
С. Иванов «Ой ты барышня-матрёшка»
А. Кулешова «Кукла славная – матрешка»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Подвижные игры:
«Платочек»
«За платочком»
«К матрешке в гости»
«Бегите к Матрешке»
Дидактические игры:
«Найди половинку»
«Собери матрешку»
«Найди такую же матрешку»
«Соедини матрешку с кружочками»
«Разложи и собери матрешек вместе»
«Разложи матрешек по величине»
«Прячем Матрешку»
«Расположи матрешек по росту»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование:
«Украсим матрешкам сарафаны»
«Раскрась красавицу-матрешку»
Лепка:
«Угощения для матрёшки»
«Украсим платочек для матрёшки»
Игры – занятия со строительным материалом:
«Дорожка для матрешки», «Домик для матрешки».
Образовательная область «Познавательное развитие»
-Игры – занятия с дидактическим материалом:
«В гости к нам пришла матрешка» Формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая».
-Ознакомление с миром природы:
Развивающая игра «Матрешка – коробочка».
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие движений:
-ОРУ с обручем;
-ОРУ с ленточками;
-ОРУ с флажками;
-ОРУ с султанчиками.
Утренняя гимнастика:
«Звонкие погремушки», «Ложки деревянные», «Цветные платочки».
Пальчиковая гимнастика:
«Мы веселые матрешки», «Семья».
Дыхательная гимнастика:
«Вот какие мы большие», «Часики», «Ветерок».
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями о необходимости их участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу;
2. Создание в книжном уголке полочки «О матрешках»;
3. Подбор художественной литературы, наглядной информации;
4. Создание картотеки с дидактическими играми;
5. Консультации: «Появление матрешки на Руси», «В какие игры можно играть с матрешками»;
6. Привлечь родителей в организации выставки народной игрушки «Матрешки - крошки».
3 – й этап: Заключительный (обобщающий)
Музыкальное развлечение «В гостях у Матрёшки»
Литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: метод. Пособие для воспитателей и родителей / Г. Г. Григорьева. – М. : Просвещение, 2006. – 111 с
- Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – 2005. – 96 с.
- Павлова О. В. Художественное творчество: комплексные занятия. 2015. – 142 с.
- Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
- Смирнова Е. О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. – - Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994 г.