Наталия Василевская
Паспорт подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе с учетом требований ФГОС
Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
-организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
-создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников ;
Публикация «Паспорт подготовительной группы» размещена в разделах
-создание комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
-содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;
-приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, уровня активности.
В группе 13 детей, из них 7 девочек и 6 мальчиков. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом.
«Центр природы»
Содержит в себе различные виды комнатных растений: бальзамин, драцена, алоэ, циперус, «щучий хвост», на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород.
Помимо растений, в данном центре присутствуют:
• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,
• Макеты: «Двор с домашними животными» и «Джунгли».
• набор «домашние и дикие животные»,
• иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения,
• иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
• иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов.
• иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах (водоёма, леса, луга,
• схемы, изображающие цепи питания,
Природный материал (шишки, веточки, семена). Поделки из природного материала.
Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, схемы по уходу за растениями.
«Центр экспериментирования»
представлен коллекцией (почва, песок, камни, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:
• мензурки, лупы,
• мерные стаканчики,
• ёмкости для измерения, пересыпания, хранения
• трубочки для продувания
• для экспериментирования с водой ( плавающие и тонущие игрушки и предметы: губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла)
• набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)
• мыльные пузыри
• леечки, брызгалки
Материал размещён на открытой полке и предназначен для самостоятельного пользования детьми и под руководством воспитателя.
При создании ППРС учитывали гендерную специфику и обеспечивали среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
В игровом центре
каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это набор небольших досок, гвозди, молотки для изготовления построек, различные конструкторы, набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок.
Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистами, модницами. В игровом центре для них: сумочки, коробочки с украшениями, куклы. Наборы для сюжетно-ролевыхигр: «больница», «парикмахерская», «магазин», «дом».
Уголок ряженья и театрализации
стимулирует творческие замыслы и индивидуальные творческие проявления. Здесь находятся народные костюмы (юбки, сарафаны, рубашки) и головные уборы.
В группе имеются места для индивидуальных потребностей ребенка (хранения «секретиков», «Уголок уединения и релаксации»).
Книжный уголок и уголок театрализации
Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Один раз в 3 месяца проводится тематическая выставка произведений какого-либо автора, вывешивается его портрет, детей знакомят с его творчеством.
Играя в театр, дети объединяются интересной идеей и демонстрируют неожиданные грани своего характера. Пальчиковый театр, куклы «Би – Ба–Бо», бумажные куклы, шапочки-персонажи:
Центр патриотического воспитания
способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны. Он поможет знакомить с окружающим миром, символикой родного края.
• государственная символика России, Красноярского края, Ирбейского района,
• макет памятника воинам-землякам, погибшим в ВОВ
• фотографии нашего села,
• карта России, края, района,
• портреты героев-земляков,
• иллюстрации «Народы России»
• альбом «Моя маленькая родина».
Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем.
Уголок творчества
В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации.
• бумага и картон разной формы и цвета
• трафареты,
• краски, гуашь
• кисти,
• клей,
• цветные и простые карандаши, фломастеры
• пластилин
• цветные и восковые мелки
• дощечки для лепки
• заготовки для рисования, вырезанные в какой-либо форме
Большинство из перечисленных материалов размещено в специальном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой:
• дымковская игрушка
• филимоновская народная игрушка
• хохлома
• городецкая роспись
Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят из природного и бросового материала.
Центр познания
(речевой и математический уголки) периодически пополняется новыми дидактических играми, пособиями, красочным материалом для развития речи, математических способностей, мелкой моторики, тактильных ощущений в соответствии с возрастом и интересами детей.
Дидактические игры: «Азбука – кубики», касса букв на магнитах, касса букв, кубики-цифры, игра «Логико-малыш», шашки, шахматы, «Дружные буквы»,лото «Часть-целое» и другие.
И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)
При организации предметно - развивающей пространства группы учтены следующие
принципы
построения развивающей среды:
Содержательность и насыщенность - в группе присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей. Экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей
Трансформируемость – стараюсь обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость в группе выражается в таких предметах как скакалки, кегли, верёвки, ширма, которые могут быть разделителями пространства. Полифункциональность - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки не сломанные.
Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества
Расположена информация для родителей, чем дети занимались в течение дня, рассмотреть их творческие работы, проследить, как ребенок справился с заданиями в прописи. Стенд обновляется ежедневно.
В коридоре есть уголок творческих работ, где в конце дня дети совместно с родителями могут порадоваться своим достижениям.
Главой задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.