Алёна Федина
Парциальная образовательная программа для средней группы «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная образовательная программа для средней группы «Умелые ручки»
Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм)
Пояснительная записка
Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Парциальная образовательная программа для средней группы „Умелые ручки“» размещена в разделах
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном возрасте. Именно поэтому данная программа рассчитана на детей 4- 7лет.
Цели и задачи программы
Цель :
- развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках программы;
- развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
- создать условия для детского творчества;
обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т. д. ;
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;
- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умение довести начатое до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
Сроки реализации программы.
Парциальная программа «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Формы и режим.
Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Формы подведения итогов.
- Изготовление альбома фотографий детских работ;
- Проведение выставок детских работ.
Основные методы работы.
- Словесный– предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Примерная структура занятий.
1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
5. Самостоятельное изготовление поделки.
6. Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
7. По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут (зависит от возраста). Общее количество занятий в год составляет: 32 занятия.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
• наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
• склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
• преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;
• умение создавать аппликацию способом обрывания.
• наматывать и завязывать намотку и разрезать петли;
• составлять плоскостную, сюжетную композицию;
• осваивать последовательность работы.
Учебно-тематическое планирование
Октябрь
«Черепашка»
Аппликация из крупы. Формировать умение детей равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.
«Зайчонок»
Познакомить детей с методом рисования тычка. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кисти, прорисовывать мелкие детали. Углублять представление о цветах (белый, черный). Пробуждать у детей добрые чувства к животным. Дать возможность проявить себя в творчестве и игре.
«Мышка» Работа с нитками
Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Развивать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Ноябрь
«Грибочек»
Поделка из природного материала. Развивать умения детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.
«Гусеница»
Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится, бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда
«Конверт»
Продолжать развивать умение детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.
«Маленький цветочек, мамочке в подарок, приготовлю я
Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»; воспитывать аккуратность. Формировать умение детей передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук; закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного).
Декабрь
«Елочка»
Мозаика из пластилина. Формировать умение детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом фоне.
«Снежинки»
Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); закрепить умение детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое до конца.
«Новогодняя открытка»
Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, вызвать желание сделать подобную своими руками, продолжать закреплять умение пользоваться кистью и клеем.
Январь
«Снеговик»
Познакомить детей с сыпучим материалом – манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать развивать умение детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем.
«Деревья в снегу»
Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.
«Вот на ветках птички : снегири, синички»
Закреплять умение детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их, правильно работать с ножницами.
«Кастрюлька для Юльки»
Продолжать знакомить детей с техникой рисования клеем и крупами, комбинируя их. Закреплять умение детей посыпать рисунок крупой, аккуратно не просыпая мимо.
Февраль
«Лесовичок»
Продолжать развивать умение детей создавать образ сказочного человека из природного материала. Совершенствовать умение детей работать с хрупким материалом. Проявлять фантазию и творчество. Закреплять умение детей размазывать пластилин по поверхности картона. Формировать умение детей самостоятельно выбирать цвет фона и поделок, природный материал для аппликации. Закреплять умение работать с клеем и разнообразным природным материалом. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
«Валентинки»
Аппликация. Развивать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.
«Галстук для папы»
Продолжать развивать умение детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам.
«Открытка к 23 февраля» Работа с бумагой
Аппликация. Формировать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.
Март
«Солнышко»
Познакомить детей с техникой рисования клеем и пшеном. Закрепить умение детей посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
«Поздравительный плакат к 8 марта»
Аппликация из салфетки. Развивать умение детей приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, закреплять умения катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Продолжать развивать умения детей аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию.
«Подсолнух»
Аппликация из крупы. Развивать умения детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.
«Ландыши»
Продолжать формировать навыки детей работать с природным материалом, ракушки. Совершенствовать умение размазывать пластилин по линиям. Развивать межую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность.
Апрель
«Нарядный мухоморчик»
Познакомить с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпку гриба.
«Божья коровка на листочке»
Формировать умения детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, что бы не загораживать работы других детей.
«Одуванчик»
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать развивать умения детей выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.
«Дельфин»
Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Формировать умения детей равномерно намазывать небольшие участки изображения клеем и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Май
«Облако»
Познакомить с техникой рисования клеем и манкой. Закрепить умение детей посыпать рисунок манкой аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
«Рыбка»
Формировать умения детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.
«Барашик»
Познакомить детей с техникой рисования клеем и ватой, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
«Фрукты и овощи на тарелочке»
Закреплять умения детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму
Заключение
Напомню, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности
К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.
Список используемой литературы.
1. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М. 2008.
2. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
3. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
5. Куцакова Л. В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005.
6. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Сб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
7. Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
8. https:/stranamasterov.ru